Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Все статьи, опубликованные в рубрике: КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2022, Номер: 04

УДК: [378.6:02]: [37.018.43:004]

Mukhametshin Ramis.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В этой статье автор продолжает рассматривать отношение обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» («БИД») к методам и формам электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Для достижения поставленной цели в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству культуры РФ, весной 2021 г. было организовано анкетирование студентов, в котором приняли участие 383 бакалавра и 65 магистров, обучающихся по направлению «БИД». Анкетируемые выделили методы и формы электронного обучения с применением ДОТ, использованные в образовательном процессе до и после принятия ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19. Установлено, что интенсивность использования методов и форм электронного обучения с применением ДОТ после введения таких мер расширилась, увеличилась доля применения так называемых внешних методов и форм: мессенджеров и систем видеоконференций. Выявлено, что обучающимся более удобны те системы и/или сервисы, которые им привычны и применялись ранее. Вместе с тем видна динамика перехода к применению решений, интегрированных в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) образовательных учреждений. Автор считает, что аналоги так называемых внешних методов и форм электронного обучения с применением ДОТ имеются практически во всех ЭИОС и их использование более логично благодаря возможности сохранения и тиражирования результатов их применения. Образовательным учреждениям для увеличения эффективности организации обучения с внедрением методов и форм электронного обучения с применением ДОТ необходимо минимизировать использование внешних систем и рассмотреть возможность внедрения массовых открытых онлайн-курсов при организиции обучения.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2023, Номер: 01

УДК: 023.5;377

Babieva Natalya, Maslova Yulia, Matveeva Galina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Технологические достижения цивилизации всё больше определяют взаимосвязанный глобальный ландшафт, который активизирует политические, экономические, социальные и экологические изменения. Инновационные, скоростные системы связи и широкий доступ к информации объединяют страны, экономику и бизнес гораздо более сложными способами, чем мы можем себе представить. Эта взаимозависимость в глобальном масштабе представляет такие риски, как растущее социальное и экономическое неравенство, особенно опасные из-за нестабильности и социальной неустойчивости, которые присущи слабым экономикам. В статье представлены основные проблемы цифровизации библиотечной профессии, обусловливающие особенности трансформации библиотечного образования как залога сохранения и развития человеческих ресурсов в библиотечной сфере. Рассмотрены вопросы подготовки библиотечных кадров в соответствии с требованиями современной библиотеки. Перечислены основные профессиональные компетенции специалистов-библиотекарей новой формации, выявлены перспективные направления, которым должны обучать современные библиотечные факультеты.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2023, Номер: 02

УДК: 023.5+025.5

Malysheva Aleksandra.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Представленная статья написана с применением предложенной ранее методики подбора публикаций для обзоров (см. «Научные и технические библиотеки». 2022. N 11. С. 56–82) Методологический подход позволил систематизировать процесс отбора публикаций, результаты которого приведены в протоколе. Описание концептуальных основ «embedded librarianship» сфокусировано на деятельностной компоненте. При визуализации исследовательского поля выделилось три главных тематических направления: библиотекарь в медицинской среде; библиотекарь, участвующий в образовательном процессе; библиотекарь, привлечённый к научным исследованиям. Полученный материал позволил сформировать условный профиль библиотекаря, практикующего «embedded», с описанием его функционала и учётом особенностей среды. Базовыми компетенциями такого специалиста являются информационная грамотность и клиентоориентированность. Дополнение базовых компетенций уникальными позволяют «embedded» библиотекарю уверенно переходить от статуса посредника между ресурсами и пользователями к статусу полноценного участника исследовательской группы. В статье предложен авторский адаптированный перевод названия концепций. «Embedded librarianship» обладает заметным потенциалом для реализации в рамках информационного сопровождения научных исследований, связанных с подготовкой обзорных материалов. Поэтому обзор представляется информативным в первую очередь для библиотекарей, разрабатывающих библиотечные программы с использованием «embedded» информационных услуг. Концепция может применяться для организации обслуживания в научных и университетских библиотеках.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2024, Номер: 01

УДК: 023.5:[004:02](597)

Nguyen Thi Kim Dung .

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Проанализирована подготовка библиотечно-информационных кадров в Центре библиотек и цифровых знаний Вьетнамского национального университета (Ханой) в контексте цифровой трансформации библиотечной индустрии Вьетнама. Освещены следующие вопросы: уточнение роли библиотечных и информационных кадров в цифровой трансформации библиотечной индустрии; применение модели ASK (attitude – отношения, skill – навыки, knowledge – знания) для анализа текущей ситуации с информационными и библиотечными кадровыми ресурсами в Центре библиотек и цифровых знаний. С помощью статистически достоверных данных установлено, что в данный момент основные составляющие намеченной программы представлены неравномерно: уровень профессиональной библиотечной подготовки кадров для реализации поставленных целей в целом достаточен, слабее выглядит квалификация сотрудников в области новых информационных технологий. Особую озабоченность вызывает уровень практического владения сотрудниками библиотек иностранными языками, без чего рассчитывать на действительную цифровую трансформацию библиотек проблематично. Даны оценки и рекомендации по улучшению подготовки библиотечных кадров, способных удовлетворять требованиям цифровой трансформации библиотечной отрасли Вьетнама.

  • Show annotation

  • Ключевые слова