Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Все статьи, опубликованные в рубрике: МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2023, Номер: 01

УДК: 021

Sharpilova Galina, Artemyeva Elena.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Научные библиотеки, являясь неотъемлемой частью научно-образовательного, социально-культурного и промышленного комплекса региона (крупного научного или промышленного центра), участвуют в создании информационно-коммуникационной среды. Проблема системного формирования библиотечно-информационного пространства конкретного региона по-прежнему актуальна. В ходе выполнения научного проекта «Научная библиотека региона в условиях меняющейся научно-образовательной среды» (программа фундаментальных исследований Российской академии наук, 2022–2026 гг.) Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) приступила к разработке модели адаптации деятельности научных библиотек региона к современной системе коммуникаций и новым методам распространения научных публикаций в контексте трансформаций социума, предполагающей изменение: парадигмы деятельности библиотек по формированию фондов научной литературы и информационных ресурсов; системы обслуживания специалистов научно-образовательного комплекса библиотечно-информационными ресурсами с учётом информационных потребностей, модификаций читательских предпочтений и практик пользователей библиотек; концепции взаимодействия научных библиотек региона при формировании и использовании их документно-ресурсной базы. Объекты исследования – научно-образовательное пространство и библиотечно-информационная инфраструктура Новосибирска (крупнейшего научного и образовательного центра), субъектов Западной Сибири (Томской, Кемеровской областей и Алтайского края) и для сравнения – крупного промышленного центра Урала – Челябинска. В статье дана краткая характеристика промышленной, научной, образовательной специализации Челябинска, системы библиотек (на основе результатов мониторинга); представлены предварительные результаты обследования информационных потребностей пользователей библиотек (по результатам анкетирования), определения уровня соответствия документно-ресурсной базы Челябинской областной универсальной научной библиотеки их информационным потребностям для проведения дальнейшей работы по разработке концептуальной модели библиотечно-информационного обслуживания специалистов и учащейся молодежи.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2023, Номер: 05

УДК: 021:378-052+378.091.2

Lakizo Irina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Одной из актуальных задач, стоящих перед высшим образованием, являются формирование культуры информационных потребностей (ИП) будущих специалистов и обучение эффективным способам их удовлетворения. Цель статьи – характеристика предметного поля, связанного с современными исследованиями потребностей в академической информации. Был проведён обзор публикаций за 2015–2021 гг., отражённых в БД Scopus и Web of Science. Представлены характеристика документального потока, основные контексты изучения, освещены организационные и методологические аспекты исследований, выявлено влияние базы исследования на изучение иерархии ИП студентов. Названы связи понятия «академические информационные потребности» с ИП, относящимися к учебной деятельности, а также их отличия. Академические ИП обусловлены необходимостью поддерживать успеваемость, адаптироваться к академической работе и будущей карьере, преодолевать трудности, овладевать методами обучения, включаться в студенческую деятельность и академическую жизнь, проживать на кампусе или за его пределами, участвовать в международных программах и др. К внешним факторам, влияющим на формирование, выражение и удовлетворение академических информационных потребностей, отнесены окружающая среда, предметная область, в которой студент получает подготовку, выполняемые им функции и сроки сдачи заданий. К внутренним факторам – уже имеющееся образование, опыт, возраст, личностные и физические особенности, уровень мотивации. Выявлены пробелы, связанные с недостаточной изученностью специфики академических ИП студентов старшего возраста. Сформулированы предложения по формированию культуры академических ИП.

  • Show annotation

  • Ключевые слова