Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Все статьи, опубликованные в рубрике: НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
Год: 2022, Номер: 04
УДК: 027.023:[021.4:004]
Boronina Nina.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: В статье рассматривается культурно-досуговая деятельность (КДД) научных библиотек, реализуемая в форме интеллектуально-развивающей и научно-просветительской деятельности (ИРНПД или ИРНП-деятельность) в эпоху цифровизации. Автором определяется круг научных библиотек, для которых термин «ИРНП-деятельность» адекватно отражает тот перечень услуг и технологий, который научные библиотеки предлагают своему читателю в условиях нарастающей цифровизации. Раскрывается этимология слова «досуг». Высказывается мнение о слиянии обучающего и досугового процессов в КДД научных библиотек. На основе анализа зарубежного и российского опыта организации КДД библиотек выделяются наиболее подходящие, по мнению автора, направления развития ИРНПД для научных библиотек: технологии виртуальной реальности (VR), технологии дополненной реальности (AR), научно-документальное кино, роботостроение и кружки робототехники, прототипирование и 3D-печать, мейкерспейсы, ориентированные на цифровые технологии, цифровое повествование. Делаются выводы о том, что, трансформировавшись из КДД публичных библиотек, ИРНПД научных библиотек представляет собой качественно иной тип досуга. Указываются факторы, повлиявшие на этот процесс. Обосновывается заключение о необходимости развития ИРНП-деятельности в научных библиотеках.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Год: 2022, Номер: 07
УДК: 021.4+023.5
Kudrina Ekaterina, Bychkov Lev, Zaruba Natalya.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: В статье представлен анализ научно-практических публикаций по актуальной для современного российского общества проблеме несоответствия между назначением библиотеки как социального инcтитута и возлагаемой на неё миссией и характером её реализации. Цель статьи актуализация проблемы, связанной с ролью библиотеки как социального института, привлечение внимания к ней исследователей из различных областей знания, развитие научного интереса к формированию профессиональных компетенций специалистов социально-культурной сферы, включая библиотеки. Авторы предлагают развивать уровень управления таким социальным институтом, как библиотека, повышать качество его деятельности. Специфика исследования предопределила использование общенаучных методов анализа и сравнения применительно к существующим нормативно-правовым и концептуальным документам учреждений культуры. В основе исследования компетентностный и системный научно-методологические подходы. Отбор и изучение эмпирических данных выявленных источников осуществлялись при помощи методов сравнительного анализа, а также элементов системного анализа. Научно-практическая новизна статьи заключается в выявлении роли библиотеки как социального института, переживающего трансформацию и активную цифровизацию. Ключевые функции многих социальных институтов (образования, культуры, семьи и т. д.) деформируются, их миссии и роль изменяются и утрачиваются. С одной стороны, это вызвано хаотичностью и бессистемностью трансформационных процессов, а с другой ослаблением системы управления социальными институтами и усилением системы управления бизнесом и экономическими процессами. Сегодня, несмотря на реализацию ряда национальных программ, проблемы социальных систем отражаются на экономике, финансах, экологии и т. д. В современных социально-экономических реалиях российского общества, характеризующегося трансформацией и активной цифровизацией всех сфер жизнедеятельности, необходимо регулировать функции социальных систем и их компонентов. Анализ показал, что библиотеки как социальный институт утрачивают свою миссию, бессистемные и хаотичные трансформационные процессы вызывают перекосы и наносят вред. Социальные системы «принижают» уровень реализации социальных функций библиотек, что подтверждается анализом нормативно-правовых и концептуальных актов организаций социально-культурной сферы. Один из путей решения выявленной проблемы укрепление системы управления библиотекой как социальным институтом и повышение профессионализма кадров.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
Год: 2022, Номер: 12
УДК: 021.4:001.3
Лаврик Ольга Львовна, Плешакова Мария Александровна, Калюжная Татьяна Альбертовна, Курмышева Лидия Константиновна.
Lavrik Olga, Pleshakova Maria, Kalyuzhnaya Tatiana, Analysis Lidia.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Повышение престижа науки, развитие научно-инновационного мировоззрения граждан и их лояльности по отношению к науке и учёным приоритетные задачи государственной политики. Приведены результаты опроса читателей Новосибирска (как части общества) об их отношении к науке. Сделаны следующие выводы: подавляющее большинство читателей доверяют научному знанию, признают значимость науки. Отмечается желание быть современным человеком, находиться в курсе последних научных разработок. Основными источниками знаний о научных достижениях являются специальные интернет-ресурсы и библиотеки. Респонденты не стремятся принимать решения относительно развития науки и использования результатов научно-технического прогресса в жизни. Постановку задач для российской науки они оставляют за учёными и научными сообществами. Для участников опроса не имеет значения, в какой стране работает исследователь. Читатели рассматривают библиотеку как хранилище научной и научно-популярной литературы, площадку для проведения массовых мероприятий, продвигающих научные знания. Но их активность не высока: почти половина респондентов «читает иногда», посещает научно-популярные мероприятия (в основном экскурсии) ещё меньше. Очевидно, постоянно меняющиеся экспозиции и различные выставки могут способствовать продвижению научных знаний. Библиотека не всегда обеспечивает доступ к современным научным знаниям. В первую очередь читателей привлекают литература и выставки следующей тематики: психология, медицина и технические достижения.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Год: 2023, Номер: 04
УДК: 021.2:001.92
Shrayberg Yakov, Taran Elena, Khoroshavina Ekaterina.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Национальная библиотечная ассоциация «Библиотеки будущего» (НАББ) при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, реализует Всероссийский научно-познавательный проект «Детский Нобель». Основная задача проекта популяризация научных знаний и вовлечение учеников 78 классов из городов и сельских поселений в исследовательскую деятельность. На данном этапе разработки проекта выбраны четыре пилотных субъекта РФ: Архангельская, Калужская, Рязанская и Саратовская области. Главным партнёром «Детского Нобеля» является крупнейшая научно-техническая библиотека страны федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственная публичная научно-техническая библиотека России» (ГПНТБ России), один из учредителей НАББ. Всероссийский научно-познавательный проект «Детский Нобель» состоит из двух частей. Первая включает организацию для детей образовательных лекториев в формате вебинаров по основным направлениям Нобелевских премий: физике, химии, физиологии и медицине, литературе, политике (премия мира). К чтению лекций привлекаются известные учёные, педагоги, представители искусства, государственные деятели, сотрудники библиотек. Лектории завершатся проведением в дистанционном формате обучающего семинара по подготовке и оформлению собственных исследовательских работ. Библиотеки (детские, школьные, универсальные и др.), кураторы проекта в регионах, оповещают детей о проходящих научно-просветительских мероприятиях или, используя материалы лекториев и семинаров, организуют свои мероприятия. Вторая часть проведение конкурса детских исследовательских работ по направлениям Нобелевских премий. Под руководством сотрудников библиотек-кураторов каждый участник конкурса должен подготовить исследование и до 1 июля 2023 г. выложить на сайте проекта презентацию его результатов. Участник может представить на конкурс не более одной работы по любому из указанных направлений премии, но допускается выбор нескольких направлений.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Год: 2023, Номер: 05
УДК: 021.4+025.5(1-87)
Yudina Inna.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Наука играет важную роль в обеспечении благосостояния общества и выполняет целый ряд функций, наиболее значимыми из которых являются создание новых знаний, совершенствование образования и повышение качества жизни. В настоящее время коммуникации науки и общества находятся на новом этапе развития, связанном с расширением участия общества в планировании, проведении и финансировании научных исследований. В этих условиях одной из основных задач взаимодействия науки и общества становится повышение научной грамотности (НГ) людей, не принадлежащих к числу учёных. Как показал анализ публикаций, развитию научного мышления и продвижению НГ придаётся особое значение во всех развитых странах мира. В эти процессы включены разные социальные институты, в том числе и библиотеки. На протяжении последних десятилетий формирование НГ населения является популярной темой зарубежных исследований. Однако в отечественной библиотековедческой литературе описанию данного международного опыта уделяется недостаточно внимания. Цель статьи путём анализа англоязычных публикаций выявить и рассмотреть основные исследования по теме «Научная грамотность в зарубежных библиотеках». В работе дана общая характеристика таких направлений деятельности зарубежных библиотек, как создание научно-популярных коллекций, участие в STEM-образовании, а также практика обучения НГ.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Год: 2024, Номер: 10
УДК: 021.4
Khoroshavina Ekaterina, Sokolova Yulia.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: В статье описаны результаты исследования «Научно-популярные издания в библиотеках России», проведённого с целью изучения информации о наличии, количестве и востребованности научно-популярных изданий в библиотеках. Приводятся результаты анкетирования и выводы по работе библиотек с фондами научно-популярной литературы и читателями. Опрос проводился с использованием электронной анкеты в сервисе по созданию форм и сбора информации Yandex Forms, он включал сбор и анализ количественных данных. Авторы делают вывод о том, что в условиях повышенного государственного внимания к вопросу популяризации науки среди населения библиотеки заняли активную позицию, они продвигают научно-популярную литературу, проводят соответствующие мероприятия. Однако для эффективного обеспечения этой работы необходимы дальнейшие системные организационно-методические шаги, которые приведут к унифицированной системе сквозного межведомственного учёта выпуска и востребованности научно-популярной литературы, а также к повышению качества работы библиотек в области популяризации науки. Авторами выделен ряд проблем, среди которых отсутствие в масштабе страны единого подхода к учёту выпуска и использования научно-популярной литературы. Определена необходимость искать решение данной проблемы в новых подходах к типологической классификации изданий этого целевого назначения и читательского адреса.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
УДК: 021.4
Mitroshin Ivan, Slashcheva Natalya.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: В последнее десятилетие сотрудники библиотек, музеев, образовательных учреждений отмечают значимый рост интереса к различным познавательным семинарам, научно-популярным лекциям и выставкам, тренингам и мастер-классам. Авторы считают, что необходимо развивать диалог между наукой и обществом, привлекать внимание к современным научно-техническим открытиям, формировать образовательный интерес. В данной статье рассматривается процесс популяризации науки в России и в мире, который является важной составляющей современного общества, способствующей повышению научной грамотности и притяжению всё большего количества людей в мир научных знаний. В работе представлены различные методы и инструментарии, используемые для привлечения внимания широкой аудитории к научным и техническим достижениям в нашей стране. Особое внимание уделяется роли научных и технических библиотек как важных центров распространения знаний, коммуникации и популяризаторов науки среди различных категорий пользователей. Авторы высказывают ряд рекомендаций по улучшению работы библиотек в данном направлении, например, в части организации научно-популярных мероприятий и разработки специальных программ для различных возрастных групп. В статье также предлагается рассмотреть новые возможные варианты хранения цифровых коллекций о научных знаниях, их обработке и подготовке для дальнейшего использования.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼
Год: 2024, Номер: 12
УДК: 028:008 + 021.2
Melentyeva Yulia.
Сведения о данной статье в Google Scholar
Аннотация: Переосмысление традиционных задач изучения чтения связано, прежде всего, с необходимостью формирования более глубокого представления о чтении как явлении глобального, цивилизационного характера. Реальный масштаб чтения, вполне сопоставимый с масштабом и ролью письменности, позволяет говорить о его социальной силе, под которой понимается сила влияния. Автор выделяет два уровня проявления социальной силы чтения: на уровне филогенеза (на уровне отдельной личности) и на уровне онтогенеза (на уровне человечества, определённой его части социальной группы, отдельного национального сообщества, коллектива и т. д.). Изучение чтения в России, несмотря на большой, накопленный более чем за двести лет исследований, эмпирический материал, носит односторонний характер. Это объясняется преобладанием социологических методов исследования, в основном дающих представление о внешних проявлениях чтения. Автор статьи намечает следующие задачи в исследовании чтения: изучение влияния чтения (его социальной силы) на формирование отдельной личности в течение жизни (для этого необходимо проведение глубоких комплексных лонгитюдных исследований с привлечением психологических, педагогических и др. методов); изучение социальной силы чтения в преобразующихся средах различного масштаба (от семьи, школьного класса, коллектива до региона и всей страны). Необходимо объединение исследователей различных специальностей, использование комплекса современных научных методов. Такая постановка проблемы позволит увидеть действительную силу чтения, оценить степень его социального влияния.
- Show annotation ▼
- Ключевые слова ▼