Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"
Все статьи, опубликованные в рубрике: НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года
Год: 2013, Номер: 04УДК: 023
Sukiasyan Eduard.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Автор подводит итоги своих многолетних размышлений о библиотечной профессии и библиотечном образовании в нашей стране.
- Show annotation ▼
The author concludes his long-time thoughts of library profession and library education in Russia.
- Ключевые слова ▼
библиотечное образование, библиотечные работники, непрерывное библиотечное образование, кадровая проблема
Год: 2013, Номер: 07УДК: 02:37
Ezova Svetlana.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Раскрыты возможности Декартовой прямоугольной системы координат как универсального средства распознавания, понимания различных социальных феноменов в библиотечной сфере, учебном процессе и прикладном исследовании.
- Show annotation ▼
The opportunities of the Cartesian Axes Axis as a universal tool for disclosing and understanding various social phenomena in librarianship, academic process and applied research are analyzed.
- Ключевые слова ▼
Декартова прямоугольная система координат, профессиональная подготовка, библиотекари, читатели, информационно-библиотечная деятельность, поведение, общение
УДК: 02:159.9
Maryasova Natalya.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены возможности и особенности деятельности психолога в современном пространстве библиотеки.
- Show annotation ▼
The opportunities and peculiarities of psychologist’s activities in modern library space are discussed
- Ключевые слова ▼
библиотеки, психологи, психологическая помощь, библиотекари, читатели, библиотерапия, психологическое чтение, коррекционные тренинги, психологическое консультирование, почта доверия
Год: 2013, Номер: 10УДК: 023
Mazuritsky Alexander, Kuzichkina Galina, Kalegina Olga.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Приведены результаты анкетирования вузов, реализующих подготовку библиотечных кадров в условиях реформирования отечественного высшего образования. Проанализированы проблемные ситуации, связанные с введением Болонской образовательной системы. Обозначены болевые точки в деятельности вузов по подготовке специалистов библиотечного дела. Доклад представлен на 20-й Международной конференции «Крым–2013».
- Show annotation ▼
The results of the questionnaire survey of universities training librarians in the conditions of higher education reforming are discussed. Problem situations during the implementation of Bologna education system are analyzed. The most painful points in training library professionals are pointed to
- Ключевые слова ▼
Болонская образовательная система, библиотечно-информационное образование, библиотечные кадры, компетентностный подход, балльно-рейтинговая система, повышение квалификации
УДК: 02 : 37
Rassadina Marina.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены основные причины кризисных явлений в профессиональном библиотечном образовании и возможные пути выхода из кризиса. Доклад представлен на 20-й Международной конференции «Крым–2013»
- Show annotation ▼
The underlying factors of the crisis in professional library training and possible solutions are discussed
- Ключевые слова ▼
библиотечное образование, кризисные явления, социальный статус профессии, профессиональное образование, система непрерывного образования, библиотечные кадры
УДК: 02 : 37 (73)
Sukiasyan Eduard.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Динамика развития После 20-летнего перерыва в США снова начали готовить бакалавров, специализирующихся по библиотечным и медиа-технологиям. Чётко определились связи между квалификационной категорией, занимаемой должностью и уровнем образования.
- Show annotation ▼
After two decades in the United States once again began to prepare Bachelors degree specialists in library and media technology. Clarify the relationship between qualification category, the position held and the level of education.
- Ключевые слова ▼
библиотечное образование в США, квалификационные категории в библиотеках, бакалавры по библиотечным технологиям, бакалавры по медиа-технологиям
УДК: 02 : 37 (73)
Zavalina Oksana.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены содержательные и методические вопросы преподавания блока курсов по организации информации, состоящего из дисциплин: «Введение в организацию информации», «Основы каталогизации и классификации», «Углубленное изучение каталогизации и классификации», «Метаданные» и др.
- Show annotation ▼
Considered substantive and methodological issues of teaching block courses on the Information organization, consisting of the disciplines as "Introduction to the Information organization", "Fundamentals of cataloging and classification", "In-depth study of cataloging and classification", "Metadata", etc., in one of the universities in the U.S. - University of North Texas
- Ключевые слова ▼
библиотечное образование в США, организация информации, каталогизация, классификация, метаданные, Университет Северного Техаса
Год: 2013, Номер: 12УДК: 02 : 37
Stolyarov Yuri.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: На строго документированном, преимущественно архивном, материале показано, что курсовое, среднее и высшее библиотечное образование ведётся в России и соседних с ней странах непрерывно начиная с 1913 г.
- Show annotation ▼
It is indicated on the basis of strictly documental, mostly archival material that the course, intermediary and higher library education is held in Russia since 1913.
- Ключевые слова ▼
А. Л. Шанявский, Л. Б. Хавкина, Народный университет им. А. Л. Шанявского, библиотечные курсы, Высшие библиотечные курсы, Институт библиотековедения, Московский библиотечный институт, Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, Московский государственный университет культуры и искусств
УДК: 02 : 37 (73)
Zavalina Oksana.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Освещены способы измерения качества результатов обучения студентов в магистратуре Отделения библиотечных и информационных наук факультета информации Университета Северного Техаса.
- Show annotation ▼
The article “Teaching information organization: experience of the University of North Texas College of information” introduced the readers of the “Science and Technology Libraries Journal” to the work of the Department of Library and Information Sciences at the University of North Texas College of Information. This article continues the discussion by reporting how the Department assesses quality of its Master’s program of study. The Department accomplishes this task by combining several different mutually-complementary approaches in measuring student learning outcomes.
- Ключевые слова ▼
библиотечное образование в США, магистратура библиотечная в США, эффективность преподавания
Год: 2014, Номер: 07УДК: 01
Sokolov Arkady.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Проанализирована правомерность оценки концепции О. П. Коршунова как именно документоцентристской; представлены онтологическая и гносеологическая характеристики библиографической информации. Раскрыто представление о библиографическом социальном институте и инфраструктуре библиографии, о поисковой, коммуникативной и оценочной сущностных функциях библиографической информации. Сформулирована дефиниция документоцентристской парадигмы библиографии, выстроенная на коммуникационном подходе. В заключение серии статей, посвящённых вкладу О. П. Коршунова, констатировано наличие научной школы О. П. Коршунова, приведены её отличительные черты. Указано направление движения библиографоведческой мысли к гуманистической постбиблиографии.
- Show annotation ▼
The legitimacy of assessing Oleg P. Korshunov’s concept as document-centrist concept is analyzed. Ontological and gnoseological characteristics of bibliographic information are presented. The concepts of bibliographic social institute and bibliographic infrastructure, of retrieval, communicative and evaluative essential functions of bibliographic information are disclosed. Definition of document-centrist concept of bibliography designed on the basis of communicative approach is formulated. The existence of Oleg P. Korshunov’s scientific school is confirmed, its distinctive characteristics are highlighted. The movement of bibliographic thought to humanistic postbibliography is highlighted.
- Ключевые слова ▼
О. П. Коршунов, библиографоведение, библиографоведческие концепции, постбиблиография, научная библиографическая школа, сущностные функции библиографической информации, коммуникационный подход, библиографический социальный институт, Oleg P. Korshunov, bibliography science, bibliographic con­, cepts, postbibliography, scientific bibliographic school, essential functions of bibliographic information, communication approach, bibliographical social institute
УДК: 021.1
Svergunova Natalia.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Освещено многообразие мнений о социальной миссии библиотек в информационном обществе, отражённых в ряде публикаций. На основе современных библиотековедческих источников разграничены понятия «функция» и «миссия».
- Show annotation ▼
The diversity of opinions on social mission of libraries in the information society is highlighted. The terms “Function” and “Mission” are separated on the basis of the results of contemporary works in library science.
- Ключевые слова ▼
обзор мнений, миссия библиотек, функции библиотек, сущностные функции, гуманизм, гуманистическая миссия, review of viewpoints, mission of libraries, functions of libraries, essential functions, humanism, humanistic mission
УДК: 02:37
Strelkova Irina.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены организационно-педагогические условия формирования и эффективной реализации программ дополнительного профессионального образования для руководителей и специалистов библиотек с учётом новой реальности библиотечно-информационной деятельности и социального заказа библиотечного сообщества на образовательные услуги в Республике Беларусь.
- Show annotation ▼
Organizational and pedagogical conditions of designing and effective realization of CPE programs for library managers and staff members in the Republic of Belarus are discussed. CPE programs are analyzed with consideration of the new reality of library and information work and the library community’s social mandate for educational services.
- Ключевые слова ▼
библиотечные кадры, руководители библиотек, специалисты библиотек, дополнительное образование, профессиональное образование, library staff, library managers, library staff members, continuing education, professional education
УДК: 026.064
Vinogradova Elena.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены целесообразность, роль и значение фотосъёмки в современной библиотечной работе. Проанализированы направления использования фотоархива как документной подсистемы библиотеки. Представлен опыт Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева».
- Show annotation ▼
The expediency, role and valuability of photo shooting in modern library work are considered. The options of photo archive use as the library’s document subsystem are analyzed.
- Ключевые слова ▼
библиотека, фотосъёмка, фотоархив, библиотекарь, фотограф, library, photo shooting, photo archive, librarian, photographer
Год: 2014, Номер: 11УДК: 026.06:37
Sokolov Arkady, Stolyarov Yuri.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены достоинства и недостатки федеральных образовательных стандартов по обучению библиотечно-информационных магистров. Обоснована структура примерной основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Предложен путь реализации программы в российских вузах культуры.
- Show annotation ▼
The pros and cons of the Federal academic standards of education Masters of library and information science in Russia are analyzed. The structure of the basic Master’s academic program in «Library and Information Work» specialization is grounded. The way to make this program true at the universities of culture in Russia is suggested.
- Ключевые слова ▼
библиотечно-информационная деятельность, подготовка кадров, магистратура, вузы культуры, образовательная программа, Россия, library and information work, staff training, Master’s program, universities of culture, academic program, Russia
УДК: 023
Nikolaenko Nataliya.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрена роль управленческого персонала как определяющего фактора активизации инновационной деятельности библиотек. Освещена деятельность управленческого персонала Научной библиотеки Украинской инженерно-педагогической академии по внедрению организационных, технико-технологических и управленческих инноваций.
- Show annotation ▼
The role of managerial staff as the crucial factor of innovation activity improvement at the library is analyzed. The activity of managerial staff of the Research Library of the Ukrainian Academy for Engineering and Pedagogy in implementing organizational, product, technical, technological and managerial innovations is highlighted.
- Ключевые слова ▼
управленческий персонал библиотеки, управленческие решения, нововведения, инновационная деятельность, инновационные менеджеры, инновационный потенциал библиотеки, Library managerial staff, managerial decisions, innovations, innovation activity, innovation managers, innovation potential of the library
Год: 2015, Номер: 01УДК: 026.06
Markova Victoria.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены в динамике разнообразные модели читательских практик. Их типология дана в рамках социально-коммуникативного подхода.
- Show annotation ▼
Various models of readers’ practices are considered in their dynamics. Their typology is analyzed within the socio-communicative approach.
- Ключевые слова ▼
читатель, автор, книжная коммуникация, электронная коммуникация, модели читательских практик, reader, author, book communication, electronic communication, models of readers’ practices
Год: 2015, Номер: 02УДК: 023
Sukiasyan Eduard.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Квалифицированный каталогизатор сегодня - «штучный товар». Автор рассуждает о подборе кадров, их «выращивании» в библиотеке, об управлении персоналом каталогизаторов.
- Show annotation ▼
At present a qualified cataloger is a «piece good». The author discusses the issues of staff members selection, «growing them up» at the library, cataloging staff management.
- Ключевые слова ▼
каталогизация, каталогизаторы как профессионалы, профессиональный отбор, обучение на рабочем месте, cataloging, catalogers as professionals, professional selection, training at the workplace
Год: 2015, Номер: 03УДК: 023
Borisov Boris.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Проанализированы результаты исследования по проблеме конкурентоспособности библиотечных специалистов, проведённого в 2014 г. кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Выявлен ряд проблем, заслуживающих внимания как руководителей библиотечного дела региона и библиотекарей-практиков, так и профессорско-преподавательского состава кафедры.
- Show annotation ▼
The results of library professionals’ competiveness study held in 2014 by the Chair of Library and Information Resources of G. R. Derzhavin Tambov State University are analyzed. Several problems needing attention of regional library authorities, practicing librarians and teaching staff of the Chair are disclosed.
- Ключевые слова ▼
библиотечные специалисты, конкурентоспособность, региональный уровень, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, library professionals, competiveness, regional level, G. R. Derzhavin Tambov State University
УДК: 022
Bychkova Elena.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Подчёркнута актуальность темы «зелёного» дизайна для библиотек. Предложен идеальный сценарий взаимодействия всех организаций и служб, имеющих отношение к созданию «зелёной» библиотеки.
- Show annotation ▼
The importance of the issue of «Green» design for libraries is highlighted. An ideal scenario of interaction of all units and services involved in making a library «Green» is proposed.
- Ключевые слова ▼
библиотеки, «зелёный» дизайн, экологическое просвещение, «зелёные» библиотеки, экодизайн, «зелёный офис», «Green» library design, ecological design, stages of making a library «Green», «Green office»
Год: 2015, Номер: 05УДК: 02:378
Sokolov Arkady.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Профилирование понимается как формирование и развитие у студентов определённых профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции бакалавров и магистров не совпадают, поэтому различны их профили. Исходя из требований федеральных образовательных стандартов третьего поколения, предложены гипотетические профили бакалавров и магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».
- Show annotation ▼
Field-specific education is viewed as teaching and developing specific professional competences in students. As bachelors’ and masters’ professional competences do not coincide, their skill profiles differ. Assuming from the third generation federal standard requirements, the author proposes hypothetical skill profiles for bachelors and masters within “Library and Information Activities” specialization.
- Ключевые слова ▼
бакалавриат, библиотечно-информационная деятельность, гипотеза, магистратура, профилирование, undergraduate program, library and information activities, field-specific education
УДК: 02:378(477)
Solyanik Alla.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Раскрыты особенности реформирования системы подготовки кадров в контексте нового закона Украины «О высшем образовании» (2014); предложены подходы к размежеванию содержания и структуры бакалаврских и магистерских программ подготовки библиотечно-информационных кадров.
- Show annotation ▼
Specific character of reforming professional training within the context of Ukraine’s new law “On Higher Education” (2014) is revealed. Approaches to the demarcation of undergraduate and graduate (bachelor and master) programs in library and information education are proposed.
- Ключевые слова ▼
библиотечно-информационное образование, бакалавриат, магистратура, образовательная программа, закон «О высшем образовании», Украина, library and information education, undergraduate program, graduate program, education program, “On Higher Education” Law, Ukraine
Год: 2015, Номер: 06УДК: 023+02:37
Sokolov Arkady.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Библиотечно-информационное образование в России: история развития и современное состояние. Структура библиотечной профессиологии. Образовательные и профессиональные стандарты. Технологический и компетентностный подходы в библиотечно-информационном образовании.
- Show annotation ▼
Education in library and information sciences in Russia is reviewed. History and current status are examined. Library professiology structure is defined. The education and professional standards are discussed. Technology- and competence-based approaches in library and information education are introduced.
- Ключевые слова ▼
библиотечная профессиология, библиотечная технология, библиотечно-информационное образование, компетентностный подход, образовательные стандарты, профессиональные стандарты, технологический подход, library professiology, library technology, library and information education, competence-based approach, education standards, professional standards
УДК: 02+01+002.2
Poltavskaya Elena.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Схематизация понятий объектов библиотековедения, библиографоведения, книговедения, архивоведения, музееведения рассмотрена как метод, который позволяет отграничить перечисленные научные дисциплины от других наук документо-коммуникационной сферы и тем самым уточнить их место в различных классификациях.
- Show annotation ▼
Mapping the concepts of library, bibliography, archive, museum and bibliology objects is examined as a method to distinct the above disciplines from other sciences in document and communication sphere, and thus to make their place in classifications more specific.
- Ключевые слова ▼
метод, схема понятия, схематизация, объект науки, документо-коммуникационные науки, method, concept map, mapping, science object, document and communication studies
УДК: 02:37
Sukiasyan Eduard.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Статья о необходимости самообразования, без которого трудно добиться взаимопонимания между библиотекарями и техническими специалистами, обеспечивающими компьютеризацию.
- Show annotation ▼
The author argues that self-education is necessary to establish rapport between librarians and IT-staff.
- Ключевые слова ▼
самообразование, библиотечные и технические специалисты-работники библиотек, профессиональный язык, функциональность электронного каталога, self-education, librarians and technologists in libraries, professional language, e-catalog functionality
Год: 2015, Номер: 08УДК: 655.4/.5
Sukiasyan Eduard.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрена проблемная ситуация с изданием учебников для будущих библиотекарей. Подробно рассказано о серии учебников, выпуск которых продолжается издательством «Профессия». Представлено и охарактеризовано каждое из вышедших к натоящему времени пособий.
- Show annotation ▼
The problem with tutorials publication for future librarians is examined. The series of tutorials being published by Professija Publishers is characterized in detail. Each of already published tutorials is characterized.
- Ключевые слова ▼
учебники, бакалавриат, библиотечно-информационная деятельность, библиотечное образование, издательство "Профессия", tutorials, undergraduate program, library information activities, library education, Professija Publishers
Год: 2015, Номер: 09УДК: 027.7
Svergunova Natalya.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрена библиотечная педагогика как одно из направлений реализации библиотекой вуза своей гуманистической миссии. Представлены взгляды ведущих отечественных специалистов на библиотечную педагогику.
- Show annotation ▼
The author examines library pedagogy as a way to accomplish humanistic mission of the academic library. Approaches of leading national specialists towards library pedagogy are presented.
- Ключевые слова ▼
библиотека вуза, библиотечная педагогика, педагогическая функция библиотеки, гуманистическая миссия библиотеки, руководство чтением, информационная культура, university library, library pedagogy, library’s pedagogical function, library humanistic mission, reading guidance, information culture
Год: 2015, Номер: 11УДК: 023
Makeeva Oksana.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Представлены результаты исследования разных аспектов адаптации персонала в крупных научных библиотеках Сибирского федерального округа: ГПНТБ СО РАН, Новосибирской государственной областной научной библиотеке и Томской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина. Составлен примерный типологический портрет «среднего» библиотекаря научной библиотеки сибирского региона.
- Show annotation ▼
The findings of the study of aspects of staff adaptation in large libraries of Siberian Federal Area, i. e. State Public Library for Science and Technology of RAS Siberian Branch, Novosibirsk State Regional Scientific Library and Tomsk A. S. Pushkin Regional Scientific Library, are presented. Sample typological portrait of “an average” librarian of a scientific library in Siberian region is outlined.
- Ключевые слова ▼
адаптация персонала, библиотечные сотрудники, библиотеки, Сибирский регион, staff adaptation, library staff, Siberian region
Год: 2016, Номер: 03УДК: 02:37
Strelkova Irina.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Представлен опыт организации профессиональной переподготовки руководителей и специалистов библиотек Республики Беларусь по специальности «Программное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» с присвоением квалификации «инженер-программист». Перечислены учебные дисциплины по новой специальности; даны ссылки на официально опубликованные документы - Образовательный стандарт и Типовой учебный план переподготовки по этой специальности.
- Show annotation ▼
The experience of further training of top managers and other professionals of Belarus libraries in the area of “Software support of automated library and information systems” and awarding the qualification of software engineer is discussed. The academic disciplines within this new qualification are listed; links to official documents, namely, The Educational Standard and Sample Academic Plan for retraining in this area is given.
- Ключевые слова ▼
библиотечные кадры, дополнительное профессиональное образование взрослых, профессиональная переподготовка, мотивация достижения, программное обеспечение, автоматизированные библиотечно-информационные системы, развитие персонала библиотек, library staff, further professional training for adults, automated library and information systems, professional development in libraries
Год: 2016, Номер: 04УДК: 023
Sukiasyn Eduard.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Объяснена ошибка, с точки зрения автора, допущенная в названии специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Обоснована правомерность иного названия - «Библиотечная и информационная деятельность».
- Show annotation ▼
The author explains why, in his opinion, the academic special field “Library information activity” is named mistakenly. He stands for another title, namely “Library and information activity”.
- Ключевые слова ▼
специальность «Библиотечная и информационная деятельность», библиотечно-информационная деятельность, образовательный стандарт, “Library and information activity” special field, library information activity, education standard
УДК: 02:378
Lopatina Natalya.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Представлена авторская концепция библиотечного образования; продолжена дискуссия на тему совершенствования подготовки библиотекарей в условиях перехода к образовательным стандартам четвёртого поколения. Поставлен вопрос о необходимости стратегической аналитики в определении компетентностных ориентиров и содержания информационно-библиотечного образования. Проанализированы результаты компетентностной декомпозиции библиотечной профессии. Изложен опыт реализации авторских педагогических идей; даны рекомендации по определению содержания библиотечного образования в информационном обществе.
- Show annotation ▼
The author’s concept of library education is introduced; she also contributes to the ongoing discussion on improving librarians training during the transition to the fourth generation education standards. The need for strategic analysis to define target competences and information library education content is emphasized. The results of library profession competence decomposition are analyzed; the author’s related practical pedagogical experience is discussed; recommendations on defining library profession content in the information society are given.
- Ключевые слова ▼
библиотекарь, информационно-библиотечное образование, компетентность библиотекаря, компетенции библиотекаря, librarian, information library education, librarian’s expertise, librarian’ competences
УДК: 027.7
Kotko Larisa, Musina Svetlana, Frolova Svetlana.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Представлен 15-летний опыт преподавания дисциплины «Информационно-библиографическая культура» в Челябинском государственном университете. Освещено участие сотрудников библиотеки университета в создании рабочей программы этой дисциплины. Отмечены как положительные стороны, так и отдельные негативные моменты дистанционного преподавания дисциплины.
- Show annotation ▼
The fifteen-year experience in teaching the discipline “Information and bibliographic culture” at Chelyabinsk State University is discussed. The University librarians are involved in the discipline schedule design. The authors examine both positive and negative aspects of the discipline distant teaching.
- Ключевые слова ▼
Челябинский государственный университет, информационная культура, педагогическая деятельность библиотек, вузовские библиотеки, информационно-библиографическая деятельность, информационно-библиографическая культура, Chelyabinsk State University, information culture, library pedagogical work, university libraries, information and bibliographic work, information bibliographic culture
Год: 2016, Номер: 05УДК: 01:37
Krymskaya Albina.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены программы повышения квалификации для библиографов, реализуемые в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. Предложены пути решения проблем, возникших в результате снижения расходов на повышение квалификации в библиотеках и сокращения количества предложений на рынке образовательных программ, направленных на формирование аналитических компетенций. Подчёркнуто, что решение существующих проблем поможет сохранить и приумножить опыт библиографов-профессионалов, который может быть использован не только в библиотеках, но и в аналитических центрах.
- Show annotation ▼
Professional development programs for bibliographers implemented in ST. Petersburg Stat Institute of Culture are examined. Solutions for the problems, firstly, of decreased funding of professional development in libraries and, secondly, the decreased offers in the market of education programs for analytical competences, are proposed. These solutions are to save and increase professional expertise of bibliographers and to use it not only in libraries but also by analytical centers.
- Ключевые слова ▼
аналитические компетенции, библиотечно-информационное образование, повышение квалификации библиотечных кадров, информационно-аналитическая деятельность, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, библиотечно-информационный факультет СПбГИК, analytical competences, library and information education, library professional development, information analytica activities, St. Petersburg State Institute of Culture, Library and Information Department of St. Petersburg State Institute of Culture
УДК: 023
Boldyrev Petr.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Предложена схема системы управления персоналом библиотеки, которая проанализирована с точки зрения планирования персонала, формирования трудовых ресурсов, развития персонала, оценки и стимулирования труда на основе анализа содержания и статистических показателей работы сотрудников. Рассмотрена функциональная модель управления персоналом библиотеки, позволяющая на основе данных библиотечно-информационной системы университета формировать информацию, которая помогает принимать решения в управлении человеческими ресурсами. Модель отображает взаимосвязанные функции, осуществляемые в целях своевременного получения полных результатов процесса управления персоналом. Представлена автоматизированная информационная система, отличительная черта которой - реализация функций мониторинга объективных данных о работе различных сотрудников, отделов и библиотеки в целом по широкому кругу показателей и анализа исполнения поручений каждым сотрудником, для обеспечения своевременного принятия управленческих решений.
- Show annotation ▼
The paper proposes a scheme of library personnel management from the perspective of personnel planning, staffing, evaluation and incentives based on content analysis and statistical work performance of employees. The functional model of library personnel management allows to generate information to support decision-making in human resources management on the basis of library and information system of the University. The model comprises interrelated functions performed in order to obtain complete and timely results of the process of personnel management. The author presents an automated information system, which purpose is to monitor functions of objective data about the various employees, departments and libraries in the whole wide range of indicators and to analyze the performance of library employees to ensure timely management decision-making.
- Ключевые слова ▼
библиотека, библиотечно-информационная система университета, управление персоналом, автоматизация, library, library and information system, personnel management, automation
Год: 2016, Номер: 06УДК: 02
Matlina Slava.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Приведённый в статье анализ основных принципов и характеристик библиотечного пространства позволяет очертить содержание деятельности современной публичной библиотеки. Автор обосновывает необходимость отказываться от устаревших профессиональных стереотипов, выстраивать новые модели взаимоотношений с пользователями, в том числе и дистанционные, дающие возможность обратной связи. Особое внимание уделено свободному и дифференцированному использованию библиотечного пространства.
- Show annotation ▼
The given analysis of the library space principles and characteristics enables to define the substance of public library activities. The author insists on discarding outdated professional paradigms and on developing new models of library-user relationship, including through distant access which enables feedback, too. She also focuses on flexible and differentiated use of library space.
- Ключевые слова ▼
поведенческие модели пользователя, диалогическая коммуникация, дифференциация пространства, мобильность пространства, комфортность в использовании пространства, user behavioral models, dialog communication, space differentiation, space flexibility, comfortable space use
УДК: 02:378
Pilko Irina, Taranenko Lyubov.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Оценено состояние магистерской подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в вузах культуры РФ. Обобщён опыт реализации магистерской образовательной программы по профилю «Информационно-аналитическая деятельность» в Кемеровском государственном институте культуры. Охарактеризованы реализуемые в магистратуре образовательные направления, особенности учебно-методического обеспечения образовательной деятельности и её первые результаты. Намечены перспективы сетевого взаимодействия библиотечно-информационных факультетов вузов культуры в разработке и реализации магистерских образовательных программ.
- Show annotation ▼
The authors assess the quality of training under Library Information Activities Master’s Program in the RF universities of culture. They analyze the experience the Master’s Program “Information Analytical Activities” at Kemerovo State Institute of Culture. The educational vectors, strategic support and first results of the Program are specified. The prospects for networked interaction between the state’s academic library information departments in developing and introducing master’s educational programs are considered.
- Ключевые слова ▼
библиотечно-информационная деятельность, магистерские образовательные программы, организация магистерской подготовки, Кемеровский государственный институт культуры, library information activities, master’s programs, master’s programs at Kemerovo State Institute of Culture
УДК: 025.5
Sukiasyan Eduard.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены традиции обслуживания читателей с использованием каталогов одной библиотеки. Отмечено: если читателю нужен конкретный (известный ему) источник «здесь и сейчас», лучше сразу же обращаться к фонду. Акцентировано внимание на том, что для поиска информации о литературе по какой-либо теме каталога одной библиотеки недостаточно - и об этом нужно предупредить читателя, предоставив ему все необходимые рекомендации по стратегии поиска.
- Show annotation ▼
Traditional library catalog services are considered. When a certain (known) source of information is demanded “here and now”, it is more efficient to address library collections directly. However, single library’s catalogs often prove to be insufficient source of information on a subject of interest, and users have to be warned and given appropriate recommendations on search strategies.
- Ключевые слова ▼
обслуживание читателей, электронный каталог, консультирование по каталогам, запросы читателей, поиск информации по теме, user services, electronic catalog, consultations on catalog use, user inquiries, subject (thematic) information search
Год: 2016, Номер: 07УДК: 023.5
Sukiasyan Eduard.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: В статье рассказано о том, как профессия библиотекаря получила признание в обществе. Подчёркнута роль Мелвиля Дьюи (1851-1931) в организации первого библиотечного журнала («Библиотечный журнал», 1876, США), создании первого библиотечного общества (Американская библиотечная ассоциация, 1876), провозглашении библиотечной профессии как самостоятельной, привлечении профессионально подготовленных женщин в библиотеки. Проанализировано, от чего зависит престиж профессии. Обращено внимание на то, что необходимо информировать общество о «внутренней» работе библиотеки. Отмечено: библиотекари должны обсуждать свои проблемы не только на страницах профессиональных изданий, но и в «широкой» прессе, на телевидении.
- Show annotation ▼
How did the profession of the librarian become recognized by the society? The author emphasizes the role of Melvil Dewey (1851-1931) in the organization of the first library journal (The Library Journal, 1876, USA), creation of the first library society (American Library Association, 1876), declaration of the library profession as an independent one, entry of professionally trained women into libraries. He addresses the problems of interdependence between the library profession and the civil society organizations in contemporary Russia. He also scrutinizes on what factors the prestige of a profession depend.
- Ключевые слова ▼
профессия библиотекаря, М. Дьюи, библиотечные общества и объединения, библиотечные профессиональные издания, престиж профессии, profession, speciality, position, M. Dewey, library societies and associations, library professional publications, prestige of a profession
УДК: 022.3+026.06
Matlina Slava.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Приведён анализ основных принципов и характеристик библиотечного пространства, что позволяет очертить содержание деятельности современной публичной библиотеки. Освещены такие характеристики, как протяженность, неординарность, изменчивость, комфортность. Отмечено: маркетинговые исследования показывают, что библиотека сегодня интересна людям своей социально ориентированной деятельностью. Обращено внимание на то, что, создавая библиотечное пространство, необходимо учитывать не только универсальные психологические принципы, но и индивидуальные характеристики пользователей. Обоснована необходимость отказываться от устаревших профессиональных стереотипов, выстраивать новые модели взаимоотношений с пользователями.
- Show annotation ▼
The given analysis of the library space principles and characteristics enables to define the substance of public library activities. The author insists on discarding outdated professional paradigms and on developing new models of library-user relationship.
- Ключевые слова ▼
библиотечное пространство, публичная библиотека, диалогическая коммуникация, дифференциация пространства, мобильность пространства, комфортность в использовании пространства, library space, public library, dialog communication, space differentiation, space flexibility, comfortable space use
Год: 2016, Номер: 10УДК: 02(075.8)
Vokhrysheva Margarita.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Проанализированы существующие и задействованные в образовательном процессе учебники для бакалавров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Рассмотрены возможные стратегии создания учебников по этому направлению в современных условиях; сформулированы критерии качества современного учебника, в том числе научность, концептуальное единство и целостность издания, методологическая оснащённость, требования дидактики. Подчёркнуто, что учебная литература - это комплекс разнообразных материалов.
- Show annotation ▼
Applicable strategies for designing textbooks are examined, their quality criteria are formulated. The author reviews the textbooks for bachelors in the area of library and information studies.
- Ключевые слова ▼
библиотечно-информационное образование, учебник для бакалавров, стратегии создания учебника, критерий научности, требования дидактики, library and information education, textbooks for bachelors, scientificity criteria, didactical standards
Год: 2016, Номер: 12УДК: 023.5
Artemyeva Elena, Makeeva Okcana.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены материалы научных исследований и результаты изучения библиотечных кадров в разных аспектах в Сибирско-Дальневосточном регионе, проведённых в 1970-2000-е гг. Подробно освещено изучение вопросов развития библиотечного персонала, проведённое в 2014 г., предметом которого стали процессы адаптации библиотечных специалистов, аспекты их удовлетворённости трудом и др. Представлен сопоставительный анализ НИР, выявлены тенденции и особенности. Показаны изменения в процессах адаптации, установках и отношении к труду библиотечного персонала за указанный период.
- Show annotation ▼
The research studies of library staff held in Siberian and Far-Eastern regions of Russia in 1970s-2000s are reviewed, and the study of 2014 is examined in detail. Its subjects were adaptation of library professional, their professional satisfaction, etc. The authors reveal the changes in the processes of adaptation, paradigms and librarians’ attitude toward their jobs within this period.
- Ключевые слова ▼
библиотечное образование, библиотечная профессия, библиотечные кадры, профессиональное развитие, адаптация библиотечных специалистов, удовлетворённость трудом, library education, library profession, library staff, professional development, adaptation of library professionals, labor satisfaction
Год: 2017, Номер: 02УДК: 023+174
Bruy Elena.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Актуализация изучения ценностных ориентаций библиотекарей детерминирована важностью активности специалистов как субъектов библиотечной деятельности. В статье подробно изложены результаты исследования ценностных ориентаций сотрудников московских библиотек (названы библиотеки, принявшие участие в исследовании) и его инструментарий. Выявлены наиболее значимые для библиотечно-информационных специалистов ценности и определено их влияние на предпочитаемый паттерн профессионального поведения.
- Show annotation ▼
The findings of the study of Moscow librarians’ value orientation are discussed. The participating libraries and study instruments are listed. The values most significant to librarians and information specialists and the impact on preferred professional behavior pattern are revealed.
- Ключевые слова ▼
библиотечно-информационные специалисты, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, library and information specialists, value orientation, terminal values, instrumental values
Год: 2017, Номер: 04УДК: 02+02:37
Mazuritsky Alexander, Kalegina Olga, Kuzichkina Galina.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены эволюция роли библиотек и основные проблемы их деятельности в современном социуме. Проанализировано состояние российской библиотечной системы, в том числе причины расслоения библиотечной среды. Обозначены ценностные характеристики библиотечно-информационного образования и причины его недостаточной эффективности. Предложены пути совместного преодоления кризисных явлений в библиосфере. Подчёркнута насущная необходимость, с одной стороны, социального заказа и государственной поддержки библиотек, с другой - консолидации действий тех, кто обучает профессии, и работодателей, а также библиотек, что позволит выбрать верное направление развития профессиональной библиотечной деятельности.
- Show annotation ▼
The evolution of libraries and their main problems in contemporary social medium is examined. The current status of Russian library system and the sources of library environment stratification are discussed. The value characteristics of library information education and reasons of its insufficient efficiency are defined. Ways to overcome the crisis in library sphere are suggested. The necessity for social mandate and government support of libraries, on one hand, and for consolidation of library education institutes, employer, and libraries, on the other hand, is emphasized. The authors argue that these measures would enable to choose optimal vector for professional library activities.
- Ключевые слова ▼
библиосфера, социальная востребованность библиотек, библиотечно-информационное образование, библиотечные кадры, library sphere, social relevancy of libraries, library and information education, library staff
УДК: 02:37
Kluev Vladimir.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Отражён широкий спектр актуальных проблем в области вузовской подготовки библиотечных специалистов. Обсуждение этих проблем состоялось на межрегиональном дискуссионном «круглом столе» в рамках специальных мероприятий Двадцатой международной конференции «LIBCOM-2016». Среди наиболее значимых выделены модернизация Федеральных государственных образовательных стандартов и трансформация модели отраслевого обучения, интеграция образовательных и профессиональных стандартов, формирование системы базовых универсальных и общепрофессиональных компетенций, задачи профессиональной деятельности выпускников отраслевых бакалавриата и магистратуры и др. Охарактеризована современная система подготовки библиотечных кадров, изложены ключевые новации модернизированных профильных ФГОСов ВО 3+. Представлены тренды будущей стандартизации в сфере профессионального образования.
- Show annotation ▼
The article covers the spectrum of vital problems of higher library education discussed at the interregional discussion round table within the framework of LIBCOM-2016 International Conference. Among the most important issues are: modernization of Federal State Education Standards and transformation of the sectoral education model, integration of education and professional standards, developing the system of basic universal and general professional competences, professional activities of baccalaureate and master program graduates, etc. Trends in standardization in the professional education are discussed.
- Ключевые слова ▼
библиотечно-информационная деятельность, библиотечный специалист, стандартизация образования, ФГОС, профессиональные компетенции, library and information activities, library professional, education standardization, professional competences
УДК: 02:37+001.18
Varganova Galina, Skurikhina Yana.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены образовательные возможности научных методов прогнозирования при подготовке магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Раскрыт образовательный потенциал метода Дельфи как способа экспертизы и прогнозирования. Определены основные требования, соблюдение которых обеспечивает эффективное проведение интерактивного занятия с использованием метода Дельфи. Освещены проблемы создания учебников и учебных пособий по научно-исследовательской деятельности для вузов, осуществляющих подготовку библиотечно-информационных специалистов на уровне бакалавриата и магистратуры.
- Show annotation ▼
The educational potential of scientific forecasting methods for masters program in Library and Information Studies area is examined, in particular, the Delphi technique as a forecast and expertise method. Basic characteristics of efficient interactive classes using Delphi procedure are defined. Issues of preparing textbooks and learning aids in research methods and procedures for universities offering bachelors and masters programs in library and information studies are highlighted.
- Ключевые слова ▼
библиотечно-информационное образование, научно-исследова­, тельская деятельность, научные методы исследований, метод Дельфи, интерактивные технологии, education in library and information studies, scientific and research activities, scientific research methods, Delphi technique, interactive technologies
Год: 2017, Номер: 06УДК: 027.7
Legenchuk Maria.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Освещён пятилетний опыт проведения мозгового штурма в Научной библиотеке Южно-Уральского государственного университета. Представлена методика проведения мозгового штурма применительно к библиотеке. Результаты мозгового штурма отражены в виде двух ментальных карт: первая содержит восемь направлений продвижения библиотеки к пользователям; вторая подробно раскрывает идеи по продвижению услуг Научной библиотеки ЮУрГУ. Идеи мозгового штурма, воплощённые в течение пяти лет с момента его проведения, представлены в виде таблиц, на основе которых можно подвести итоги работы.
- Show annotation ▼
The experience of the South Ural State University Scientific Library is discussed. The findings of the brain storm are reflected in two mindmaps: the first one embraces eight vectors of library promotion toward users; and the second one reveals the ideas for the Library’s services promotion. The incorporated brain storm ideas of five years are presented in tables which enables the author to make her conclusions.
- Ключевые слова ▼
мозговой штурм, ментальная карта, вузовские библиотеки, продвижение услуг библиотеки, brain storm, mindmap, university libraries, library services promotion, Scientific Library of the South Ural State University
УДК: 02:37
Zemengue Jeremie.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Освещены цели и задачи разработки в Республике Камерун национальной концепции профессионального библиотечного образования, отражающей основополагающие идеи его реформирования. Предложены варианты решения первоочередных задач в области нормативно-правового обеспечения библиотечного дела в стране. Обозначены перспективные направления оптимизации системы профессиональной подготовки библиотечных кадров. Автор указывает на необходимость, опираясь на зарубежный опыт, перейти к международной стандартизации библиотечно-информационного образования. Сделан вывод о том, что профессиональное образование - стимул к проведению преобразований в стране, поскольку оно помогает решать социально-экономические задачи, способствует росту интеллектуально-культурного уровня страны.
- Show annotation ▼
The article is devoted to the goals and objectives of the national development of the concept of professional library education, reflecting the reform on the basic ideas of library and information education. It proposes priority solutions to support legal fields in libraries of the country. It highlights prospective directions to organize the system of professional training of library staff. From this analysis and international experience the author express the need for international norms and standardization of professional library and information education.
- Ключевые слова ▼
Республика Камерун, библиотечно-информационное образование, Высшая школа информационных и коммуникационных технологий при Государственном университете Яунде II, нормативно-правовое обеспечение, Republic of Cameroon, library and information education, prospects of improvement, professional education
Год: 2017, Номер: 09УДК: 02:37
Kuzichkina Galina, Mazuritsky Alexander.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: В статье обсуждаются проблемы современного библиотечно-информационного образования. Отмечено отсутствие единой системы непрерывного образования в библиотечной отрасли. Проанализирован введённый в 2014 г. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки как ориентир для актуализации образовательной деятельности. Подробно рассмотрены основные направления деятельности публичных библиотек, определённые в стандарте, - библиотека как: культурно-просветительский центр, активный информационный агент, хранитель культурного наследия; раскрыты компетентности, необходимые для их реализации. Представлено соотношение основных задач и направлений работы общедоступных библиотек и ресурсов отраслевого образования.
- Show annotation ▼
The authors discuss the problems of library and information education. The lack of a single system of life-long education in the library industry is stressed. The Model Standard of Public Libraries as a reference point for education reinvention is analyzed. The main vectors of public libraries activities defined in the Model Standard are considered, along with the desirable professional competences. The ratio of the libraries’ main tasks and functionalities and the professional education is examined.
- Ключевые слова ▼
вузы культуры, непрерывное библиотечно-информационное образование, повышение квалификации, образовательные стандарты, Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, institutions of culture, continuous library and information education, advanced training, educational standards, Model Standard of Public Library, institutions of culture, continuous library and information education, advanced training, educational standards, Model Standard of Public Library
Год: 2017, Номер: 10УДК: 02:378
Sukiasyan Eduard.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены проблемы библиотечного образования на разных уровнях: бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, повышения квалификации библиотекарей-практиков, дополнительного образования (получение второго диплома). Освещено влияние принципов Болонской декларации на библиотечную практику в России. Проведено сравнение системы подготовки кадров для библиотек в России и США. Проанализирован опыт обучения российских студентов в библиотечных школах США - от критериев отбора до оценки эффективности. Сделан вывод о том, что отсутствует связь между учебными заведениями и библиотеками; эту проблему должна решать Российская библиотечная ассоциация.
- Show annotation ▼
The author speaks about the influence of the Bologna Declaration principles on the fate of library education in Russia. The problems of education at the level of undergraduate, graduate and postgraduate courses, further training of practical librarians, and the additional education (obtaining a second diploma) have been consistently addressed. The current practice in Russia is compared with the training system in the United States. The experience of teaching Russian students in US library schools is analyzed, from the selection criteria to the evaluation of effectiveness. The conclusion is drawn: there is no connection between educational institutions and libraries. This should be handled by the Russian Library Association.
- Ключевые слова ▼
бакалавриат, магистратура, аспирантура, компетенции, Болонская декларация, функциональная эффективность образования, Библиотечные школы США, Высшие библиотечные курсы, Российская библиотечная ассоциация, bachelor's level, master's level, graduate librarian, competences, Bologna Declaration, functional effectiveness of education, US Library Schools, Higher library courses, Russian Library Association
УДК: 02:37
Dudareva Ekaterina.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Освещены краткая история и современная деятельность Учебного центра РГБ. Рассмотрены направления обучения специалистов библиотечно-информационной сферы. Раскрыт опыт создания и реализации программы профессиональной переподготовки «Высшие библиотечные курсы - дистант», благодаря которой специалисты библиотек России и стран СНГ получили возможность обучаться удалённо с использованием дистанционных образовательных технологий. Подробно освещены содержание программы и результаты её реализации; приведены отзывы прошедших обучение.
- Show annotation ▼
Currently, great importance is attached to continuing education and part of it - additional education. The author highlights the activities of the Training center of the Russian state library. The directions of training of specialists in library and information field are examines. The experience of creating and implementing the professional retraining program "Higher library courses-distant" ("VBK - distant") with the use of distance learning technologies. The content of the program and the results of its implementation are presented.
- Ключевые слова ▼
дополнительное профессиональное образование, Высшие библиотечные курсы, дистанционные образовательные технологии, профессиональная переподготовка, РГБ, Учебный центр РГБ, advanced professional training, Higher Library Courses, Distance education technologies, professional retraining, Russian State Library, Training Center
Год: 2017, Номер: 12УДК: 026:78
Poltavskaya Elena.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: При характеристике музыкальных библиотек автор использует соотношение «род - вид». По признаку «удовлетворения профессиональных информационных потребностей пользователей» классы «специальные библиотеки» и «музыкальные библиотеки» соотносятся как род и вид , так как первый класс включает второй. По признаку «социальная доступность к фонду» музыкальные библиотеки рассмотрены как род , который содержит виды : «общедоступные музыкальные библиотеки» и «личные музыкальные библиотеки». Опровергнуто мнение о том, что все специальные библиотеки являются научными. Подробно рассмотрены специфические профессиональные требования к сотрудникам музыкальных библиотек.
- Show annotation ▼
The author characterizes musical libraries through ‘ type and variety’ correspondence method. On account of ‘satisfying user professional information needs’, ‘special libraries’ and ‘musical libraries’ correlate as a type and a variety , correspondingly, which means that the former comprises the latter. On account of ‘collection social availability’, musical libraries are seen as a type comprising the following varieties: ‘public musical libraries’ and ‘private musical libraries’. The author rejects the idea that all special libraries make scientific libraries. Specific professional standards of musical librarians are examined in detail.
- Ключевые слова ▼
музыкальные библиотеки, специальные библиотеки, научные библиотеки, профессиональные требования к библиотекарям, musical libraries, special libraries, scientific libraries, professional standards of librarians
Год: 2018, Номер: 02УДК: 026.06+025.3
Taranenko Lubov, Sakova Olga, Merkulova Almira.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Обобщён опыт обучения машиночитаемой каталогизации в Кемеровском государственном институте культуры (КемГИК). Подробно освещён процесс обучения машиночитаемой каталогизации в рамках направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в КемГИКе на кафедре Технологии документальных коммуникаций (ТДК). Преподавание машиночитаемой каталогизации для студентов, обучающихся по профилям «Информационно-аналитическая деятельность», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» и «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования» (бакалавриат), осуществляется в рамках нескольких учебных дисциплин: «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Автоматизированные библиотечно-информационные системы», «Информационное обеспечение потребностей региона». Представлены профессиональные компетенции, знания и умения по машиночитаемой каталогизации, закреплённые в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования 51.0.3.06 «Библиотечно-информационная деятельность» и проекте профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности». Выявлена степень их реализации в таких учебных дисциплинах, как «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Информационное обеспечение потребностей региона», «Автоматизированные библиотечно-информационные системы». Представлена тематика научно-исследовательских работ по машиночитаемой каталогизации для бакалавров и магистров. Отмечено, что обогащению учебного процесса современными теоретическими положениями и практическими разработками способствует тесное сотрудничество КемГИКа с библиотеками Сибири, ведущими библиотечными центрами РФ и специализированными компаниями.
- Show annotation ▼
Experience of training in machine-readable cataloguing at the Kemerovo State Institute of Culture is reviewed. Training in machine-readable cataloguing is implemented for specialization “Library information activities” (Chair of Document Communication Technologies). Within the profile of “Information Analysis” and “Technology of Integrated Library Information Systems” training in machine-readable cataloguing is provided within several courses, namely: "Analytic and synthetic information processing", "Library reference and information retrieval apparatus", "Local information needs support and services”, "Integrated library information systems”. Professional competences, knowledge and skills of machine-readable cataloguing required by the Federal State Standard 51.0.3.06 "Library and information activities" and the draft professional standard "Specialist in the sphere of library information activities" are discussed, along with their implementation in the above mentioned disciplines. The methodological support of the disciplines is characterized. The internship in machine-readable cataloging and corresponding certification for acquiring bachelor’s degree are also reviewed. The subject scope of research works in machine-readable cataloging for bachelor’s and master’s degrees is discussed. The authors emphasize that the education process, its theoretical and practical content, benefits from the close collaboration between Kemerovo State Institute of Culture and Siberian libraries, RF major library centers and specialized businesses.
- Ключевые слова ▼
машиночитаемая каталогизация, направление подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», автоматизированные библиотечно-информационные системы, Кемеровский государственный институт культуры, machine-readable cataloguing, training in "Library and information activities", integrated library systems, Kemerovo State Institute of Culture
Год: 2018, Номер: 03УДК: 81’271
Kurilenko Ekaterina.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Цель статьи - определить место языковой нормы в современных вербальных коммуникациях библиотеки. Актуальность этого исследования обусловлена кризисом вербальных коммуникаций в обществе (активное использование сленговых выражений, необоснованные заимствования иностранных слов, снижение языковой культуры, массовое использование как в деловом, так и в межличностном общении технических устройств). Сделан вывод о том, что востребованы такие навыки вербальной коммуникации, когда гармонично сочетаются все её компоненты, в том числе нормативный аспект культуры речи. Представлены результаты мониторинга, проведённого с целью выявить проблемы библиотечных вербальных коммуникаций. Определён уровень владения специалиста библиотечно-информационной сферы языковыми нормами современного русского языка: большинство респондентов обладает недостаточными знаниями, что отражается на их профессиональной деятельности. Проанализированы: орфоэпические ошибки, нарушения лексических, грамматических (словообразовательных, морфологических и синтаксических) и стилистических норм русского языка, соблюдение в письменной речи правил орфографии и пунктуации. Отмечено, что выявление лакун поможет определить наиболее проблемные сферы речевой культуры библиотекарей при разработке системы мер по повышению эффективности вербальных коммуникаций в профессиональной библиотечной среде, в том числе в рамках системы повышения квалификации.
- Show annotation ▼
The author attempts to identify the place for the language norms in the modern library verbal communications. The relevancy of this study is determined by the crisis of verbal communications in the society (overuse of slang, frivolous borrowings from foreign languages, decay of the language culture, using gadgets in interpersonal and business communications). The author concludes that verbal communication skills are needed to harmonize all communicative components, including language norms and speech culture. The findings of the monitoring survey of library verbal communications are presented. The level of command of the modern Russian language norms is identified for library and information specialists. It was found that the largest part of respondents had insufficient knowledge of language norms which affects their professional activity. The author analyzes orthoepical (pronouncing and articulatory) errors, violation of lexical, grammar (word-formation, morphological and syntactic) and stylistic norms of the Russian language, observance of orthographic and punctuation rules in the written speech. She argues that revealing the gaps helps to define the problems of librarians’ speech culture and to increase the efficiency of verbal communications in the professional library environment, in particular within the system of advanced training.
- Ключевые слова ▼
библиотечные вербальные коммуникации, культура речи, нормативность речи библиотекаря, языковая норма, library verbal communications, speech culture, librarians’ speech standard, language norms
Год: 2018, Номер: 04УДК: 02:37
Kuznetsova Tatyana.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены функциональные задачи библиотек в эпоху цифровых технологий и общества знаний, а также роль библиотекарей новой формации в повышении социального статуса и востребованности библиотек. Представлена профессиональная модель современного библиотечного специалиста. Обоснована необходимость инновационного развития библиотечного образования с использованием сетевого взаимодействия как эффективного организационного и технологического инструмента, позволяющего повысить качество образовательного процесса. Определены ресурсные блоки сетевого взаимодействия - кадровые, учебно-методические, информационные, материально-технические, социальные - и его базовые принципы: добровольность, согласованность действий, взаимная полезность, коллегиальность в принятии решений, солидарная ответственность за конечный результат. Освещена практика применения сетевого взаимодействия в реализации крупномасштабных образовательных проектов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Обосновано положение о наиболее целесообразном использовании сетевого взаимодействия в дополнительном профессиональном библиотечно-информационном образовании. Сделан вывод: широкое использование сетевого взаимодействия как одной из инновационных технологий дополнительного профессионального образования - залог успешного решения задач по развитию профессиональных компетенций библиотечных специалистов новой формации, способных внести достойный вклад в повышение социального статуса библиотек в эпоху цифровых коммуникаций.
- Show annotation ▼
The libraries’ functional objectives in the epoch of digital technologies and knowledge society are examined, along with the role of librarians of the new generation in increasing social status and relevance of the libraries. The author introduces the professional model of modern library professional and substantiates the necessity for innovative transformation of library education. She argues that networking makes an efficient organizational and technological instrument in the higher quality education process. The networking resource units are defined, namely - personnel, learning and teaching, information, logistical, and social resources, - as well as the basic networking principles: voluntariness, coordination, reciprocity, shared responsibility for the final result. The experience of networking in implementing large-scale education projects in advanced training and professional retraining is discussed. The author argues that the advanced professional library information education makes the most efficient application for the networking principles. The author concludes that networking cooperation as the innovative technology in advanced professional training facilitates building professional competences of the new generation of librarians who are to contribute to increasing libraries’ social status in the digital epoch.
- Ключевые слова ▼
библиотеки в эпоху цифровых технологий, библиотекарь новой формации, библиотечное образование, сетевое взаимодействие, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, дополнительное профессиональное библиотечно-информационное образование, libraries in the digital era, new generation of librarians, library education, networking cooperation, advanced training, professional retraining, advanced professional library information education
УДК: 02:378
Klyuev Vladimir, Ivina Karina.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены подходы к подготовке студентов бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Представлен модернизированный Федеральный государственный образовательный стандарт - ФГОС ВО-3+. Отмечены его ключевые новации: статусы «академического» и «прикладного» бакалавриата, укрупнённые общекультурные компетенции, выделенные из профессиональных общепрофессиональные компетенции, предоставление вузам самостоятельности при определении базовых учебных дисциплин в Основных профессиональных образовательных программах бакалавриата. Проанализирован опыт ведущих институтов культуры по структурированию и наполнению содержания обучения отраслевых бакалавров. Выделены основные задачи профессиональной деятельности выпускников бакалавриата, рассматриваемые в качестве базовых для их компетентностного моделирования. Сформулирован перечень основных задач, дифференцированных по видам деятельности: технологические, информационно-аналитические, педагогические, организационно-управленческие и проектные, научно-исследовательские и методические. Исходя из этих задач предложено сформулировать (соотнеся с сопрягаемыми профстандартами, а после утверждения - с Профессиональным стандартом специалиста библиотечно-информационной деятельности) укрупнённые комплексные профессиональные компетенции - обязательные (для всего направления) и рекомендуемые (для профилей), а также определить индикаторы (знания, умения, навыки) оценки их сформированности. Как некий прообраз компетентностной модели это войдёт в проектируемую под новый ФГОС ВО-3++ Примерную основную образовательную программу.
- Show annotation ▼
The authors examine the approaches towards training students for the bachelor’s degree in Library Information Activities. The Federal State Education Standard-FGOS VO-3+ is discussed. Its key novelties are emphasized: academic and applied baccalaureate statuses, expanded universal cultural competences, independence of the higher education institution in making decisions on basic curriculum in the General Professional Education bachelor programs. The experience of the leading institutes of culture in structuring and detailing bachelor program is discussed. The key objectives of bachelor professional activities are seen as the basic goals of competence modeling. The authors formulate the objectives in various activities: technological; informational & analytical; pedagogical; organizational, management & project; academic and research; and methodological. Based on these objectives, they propose to formulate (related to appropriated professional standards and the Professional Standard of Library Information Specialists as soon as it is adopted - mandatory (for the whole field) and to recommend (for various profiles) enlarged integrated professional competences, and to identify indicators (knowledge, skills) to evaluate their maturity. This looks like a competence model prototype to be comprised by the Model General Education Program being projected under the standard FGOS VO-3++.
- Ключевые слова ▼
библиотечно-информационная деятельность, бакалавр, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, направление подготовки, компетенции, учебные дисциплины, library information activities, bachelor, education standard, professional standard, training programs, competences, academic disciplines
Год: 2018, Номер: 05УДК: 023
Sokolov Arkady.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: В статье подчёркнуто: отражённое в литературе мнение о том, что библиотечная профессия себя изжила, поскольку библиотечные операции более оперативно и экономично могут выполнять роботы и компьютерные программы, признано технократической ошибкой и последовательно опровергнуто. Автор предостерегает от неправомерного отождествления назначения и смысла библиотек. Назначение заключается в выполнении технологических функций, которые могут быть переданы интеллектуальным роботам. Тогда как глубинный гуманистический смысл, оправдывающий существование библиотек, состоит в нравственном воздействии на сознание современного общества. Доказана ошибочность игнорирования роли библиотечной интеллигенции в становлении цифровой экономики. Предложено считать библиотечную интеллигентность не только свойством работников библиотеки, но и интегральным качеством личности. Это понятие не профессиологическое, а социально-этическое и может сочетаться с другими конфигурациями интеллигентности и интеллектуальности. В статье отмечено, что человечество в настоящее время находится на распутье: ноосфера (царство разума) или некросфера (царство мёртвых). Библиотечное сообщество должно сыграть центральную роль в правильном выборе исторического пути. Практический вывод статьи сводится к утверждению: смысл библиотечной профессии в современной России состоит в гуманизации цифровой экономики.
- Show annotation ▼
It is widely believed in the research literature that the library profession has been obsolete as the library operations can be efficiently and effectively accomplished by robots and computer programs. The author argues it is a technocratic mistake to think so and consistently denied this assumption. He warns of unlawful identification of library tasks and mission. The task is to accomplish technological functions that can be transferred to intellectual robots. The deepest humanistic essence that justifies libraries’ existence is their moral impact on modern social conscience. The author proves that it is a mistake to ignore the role of library intellectuals in building digital economy is mistakenly ignored. He suggests to look at library intellectuality as not only a librarians’ characteristic but also an integral personal quality. The concept is rather social and ethical one than a professiological, and matches other configurations of intellectuality and intelligibility. Today, the humankind is at the cross-roads of noosphere (kingdom of reason) and necrosphere (kingdom of the dead). The library community has to play its role in choosing the right historical way. The author concludes: the library profession mission is to humanize digital economy.
- Ключевые слова ▼
библиотеки, библиотечная профессия, некросфера, ноосфера, Россия, смыслы, технократия, цифровая экономика, libraries, library profession, necrosphere, noosphere, Russia, essences, technocracy, digital economy
УДК: 02:378
Mazuritsky Alexander.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрены кризисные явления в области современного библиотечно-информационного образования, которые автор образно назвал ударами колокола. Это прежде всего: сокращение числа бюджетных мест, выделяемых вузам и ссузам на подготовку специалистов библиотечного дела; введение Единого государственного экзамена, разрушившее систему профориентационной деятельности библиотечных факультетов; объединение библиотечных факультетов вузов культуры с другими факультетами; проблемы, касающиеся кадрового состава преподавателей. Подобные пагубные процессы А. В. Соколов обозначил как «аннигиляция библиотечной школы». Автор выдвинул ряд предложений, нацеленных на изменение сложившейся ситуации, среди которых: восстановление статуса Московского государственного института культуры как головного вуза отрасли; созыв профессиональной конференции по выработке стратегии и тактики библиотечного образования; организация целевой аспирантуры для подготовки преподавателей для региональных вузов и ссузов. Подчёркнуто, что необходимы формирование чёткой государственной политики в библиотечной сфере и консолидация ресурсов не только вузов и ссузов культуры, но и учебных центров по подготовке и переподготовке библиотечных кадров, создаваемых при ряде крупных библиотек.
- Show annotation ▼
The author explores the critical phenomena in modern library and information education which he regards as “ringing bells”. That is decrease of the state-financed openings in universities and specialized colleges of library and information studies; introduction of the Unified State Exam which has destroyed the system of occupational orientation at library departments; merging library departments with other departments; the problems of the faculty staffing. Arkady Sokolov identified these malignant processes as “the library school annihilation”. The author puts forward the suggestions to change the situation: restitution of Moscow State Institute of Culture as a head of professional educational institute; summoning professional conference to develop a strategy and tactics of library education; building post-graduate program to prepare professors for regional professional higher schools and colleges. The author emphasizes the critical need for the national policy for the library industry and consolidation of resources, not only those of library university department and colleges, but also the educational centers to train and retrain librarians on the premises of several major libraries.
- Ключевые слова ▼
библиотечное образование, библиотечный факультет, институт культуры, кадры, оптимизация, преподавательский состав, library education, university library department, institute of culture, staff, optimization, faculty
УДК: 02:37
Kuznetsova Tatyana.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрена роль дополнительного профессионального библиотечно-информационного образования как неотъемлемого звена системы непрерывного образования, обосновано его важное значение для формирования библиотечных специалистов новой формации. Раскрыто влияние ДПО как эффективной площадки освоения и генерации новых идей, трансляции инновационного опыта и развития профессиональных коммуникаций на модернизацию библиотечного дела. Сделан вывод о том, что главная целевая установка современных моделей дополнительного библиотечно-информационного образования - содействие профессиональной социализации библиотекаря. Охарактеризованы базовые методологические основы ДПО: инновационность обучения, интеграция образовательного процесса и библиотечной практики, его социальная открытость и динамизм. Определены механизмы перехода от дискретного этапа развития дополнительного библиотечно-информационного образования к системному: вертикально-горизонтальное взаимодействие структур ДПО, преемственность и последовательность ступеней образовательного процесса, управление его качеством, рациональное сочетание онлайн- и оффлайн-обучения. Подчёркнута необходимость общественной профессиональной аккредитации и сертификации образовательных программ альтернативных структур (включая библиотеки), которые не имеют соответствующих лицензий, а также регулярного мониторинга образовательной системы.
- Show annotation ▼
The role of advanced professional library and information education as an essential part of continuous education system and its importance in educating new generation of library professionals are substantiated. The author reveals the role of the advanced professional education as an efficient site to apply and generate new ideas, to promote innovative experience and professional communicationsб and to modernize librarianship. She concludes that the main task of modern advanced library and information education is to assist librarians’ professional socialization. The methodological basics of the advanced professional training are characterized: teaching innovativeness, integration with library practice, social transparency and dynamic character. The author describes the mechanism for the transfer from the discrete stage of the advanced professional education to a systematic approach: the vertical-horizontal interaction of the advanced professional training structures, consistency and continuity of the educational process, education quality control, efficient combining online and offline education. The author emphasizes that the key factor for improving advanced education is to engage practicing professionals who master innovations introduction technologies. The need for public professional accreditation and certification for alternative education programs (including that of libraries), and systematic monitoring of the education system is proved.
- Ключевые слова ▼
advanced professional library and information education, continuous education, professional retraining, improvement of professional skills, professional socialization, advanced education methodology, educational programs, education technologies, дополнительное профессиональное библиотечно-информационное образование, непрерывное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, профессиональная социализация, методология дополнительного образования, образовательные программы, образовательные технологии
УДК: 004:378
Babieva Natalya, Klyuchenko Tamara, Dresher Yulia.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: На примере Казанского государственного института культуры проанализирован потенциал вуза, используемый для подготовки высококвалифицированных специалистов в области информатики и информационных технологий, востребованных на рынке труда. Отмечено, что для оптимизации подготовки студентов с 2017 г. в КазГИК введена дисциплина «Информатика и информационные технологии» для всех направлений подготовки и «Информационная безопасность и защита информации» для некоторых направлений. Обозначены важнейшие составляющие информационно-образовательной среды вуза - профессорско-преподавательский состав и материально-техническое обеспечение. Рассказано о мерах по внедрению электронного обучения. Представлены примеры организации работы как преподавателей, так и студентов в сфере повышения квалификации и обучения информационным технологиям: внедрение системы MOODLE, курсы повышения квалификации по электронному обучению, привлечение студентов для создания совместных проектов с использованием специализированного программного обеспечения. Приведены данные анкетирования, характеризующие отношение студентов и преподавателей к электронной форме обучения. Подчёркнуто, что в вузовской концепции преподавания информатики и информационных технологий сделан акцент на гуманитарном характере информатики, её ориентации на актуализацию человеческого ресурса, на интеграцию информационных и компьютерных технологий.
- Show annotation ▼
In the case study of Kazan State Institute of Culture, the authors analyze the potential of the Institute in training skilled professionals in information studies and information technologies highly demanded by labor market. In 2017, to optimize the curriculum, the discipline “Information studies and information technologies” was introduced in every training program, and “Information security and information protection” in several programs. The authors name the major components of the Institute’s information and education environment, that is: the faculty, facilities and equipment. The steps to introduce digital training are discussed. The examples of organizational infrastructure of the faculty and the students in advanced training and teaching information technologies; introduction of MOODLE system, retraining courses to support digital learning, students engagement to collaborative projects using specialized software, are given. The survey data are presented to characterize students’ and professors’ attitude towards digital training and learning. The authors emphasize the humanitarian character of information science, its orientation towards human resource priming, integration of information and computer technologies.
- Ключевые слова ▼
информационные технологии, информатика, вуз, подготовка бакалавров, высшее образование, information technologies, information science, higher education institution, bachelors training, higher education, information technologies, information science, higher education institution, bachelors training, higher education
УДК: 02
Grikhanov Yury.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Освещена история возникновения, развития и распространения по многим странам мира общественного движения буккроссинг. Раскрыто значение термина «буккроссинг»: передача прочитанных книг от одних людей другим. Названы сайты, учитывающие маршруты передвижения («путешествия») книг, их количество, а также данные о дарителях и получателях: международный сайт www.bookcrossing.com и российский - www.bookcrossing.ru. Перечислены все этапы работы пользователя на сайте. Отмечено, что российский сайт учитывает статистику буккроссинга в нашей стране, однако отдельные лица выступают против этого. Проанализированы принятые в России формы дарения книг без соблюдения разработанных в США правил буккроссинга, противоречащих менталитету российских читателей. Приведено несколько вариантов перевода термина на русский язык (для автора предпочтительнее - «книгостранствие»). Показана трансформация буккроссинга на российской почве: теперь книги оставляют на специально оборудованных полках в общественных местах. Отмечена тенденция: книги перестали сопровождать специальными поясняющими записками, содержащими отзыв о них, ссылку на сайт и прочую информацию. Обоснованы гуманные принципы и эффективность новых форм бесплатной передачи книг физическим и юридическим лицам.
- Show annotation ▼
The author investigates into the history and development of the bookcrossing social phenomenon and its spread in the countries of the world. He interprets the term of bookcrossing : Transfer (release) of the books already read by a person, to other people. The websites to track the routes of books (their journey), the quality, the data on donators and recipients: the international one - www.bookcrossing.com, and the Russian www.bookcrossing.ru, are named. The stages of the website use are characterized. The Russian website provides the bookcrossing statistics, however, some people object this practice. The donation forms accepted in Russia against the background of the U.S. bookcrossing rules conflicting with the Russian mentality are discussed. The author proposes several versions of the term translation into Russian (personally, he prefers “the book journey”). The author demonstrates the transformation of the bookcrossing in Russia: the books are left on special bookshelves in public spaces. The trend is emphasized: the books are no more supplied with notes comprising the review, link to a websites, etc. He substantiates the humanitarian principles and efficiency of the new forms of free transfer of books to people and institutions.
- Ключевые слова ▼
буккроссинг, общественные движения передачи книг, формы книжных даров в России, дарение книг, исключённых из библиотек, bookcrossing, book transfer social phenomena, forms of book donation in Russia, donation of books excluded from library collections
УДК: 81’374+025.5
Goncharova Victoria.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: В статье охарактеризован информационный потенциал диссертаций лексикографической направленности, который можно и целесообразно использовать в справочно-библиографическом обслуживании пользователей. Именно с этой точки зрения проведён анализ 150 диссертационных исследований; на его основе выявлены и показаны разные виды лексикографических информационных ресурсов (ЛИР), описанных в данном виде научных работ или включённых в библиографические списки к ним. Отличительная черта рассматриваемого вида ЛИР, важная для справочно-библиографического обслуживания, - полифункциональность, так как они могут одновременно выступать в качестве источника латентной библиографической информации, источниковедческой базы, лексикографического произведения и т.д. Использование повышенного информационного потенциала, заключённого в них, позволяет выполнять разнообразные запросы лексикографической направленности, особенно сложные. Статья дополнена обширной таблицей, в которой отражены основные виды ЛИР, созданные в рамках диссертационных исследований. Отмечено, что на основе анализа библиографических списков к диссертационным исследованиям можно выявить наиболее цитируемые ЛИР, получить узкотематические библиографические указатели, затем скомпоновать их и также использовать в справочно-библиографическом обслуживании. Сделан вывод: профессиональное использование информационных особенностей диссертаций лексикографической направленности позволяет выполнять разнообразные особо сложные запросы, улучшить эффективность справочно-библиографического обслуживания пользователей.
- Show annotation ▼
The author characterizes the information potential of the theses in lexicography to be efficiently used in reference and bibliographic user services. From this viewpoint, 150 dissertation research papers were analyzed to reveal and illustrate the different types of lexicographic information resources (LIR) described in the above works, or listed in the supplementary bibliographies. The LIR distinguishing feature is their multifuntionality: they act as the source for latent bibliographic information, as a historiographic source, as a lexicographic source, etc. Using this intensive information potentiality enables to comply with various user requests of lexicographic character, even the most complex of them. The article is supplemented with the vast table comprising the main LIR obtained as the findings of dissertation research. The author suggests that many theses bibliographies enable building subject bibliographies to be used in reference services. The author concludes that the information features of the dissertations in lexicography enables to comply with various complex requests and to improve reference user services.
- Ключевые слова ▼
лексикография, лексикографический информационный ресурс, справочно-библиографическое обслуживание, диссертация, словарь, lexicography, lexicographic information resource, reference and bibliographic services, theses, dissertations, glossary
УДК: 027.7
Podrezov Konstantin, Ivanova Yulia.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Авторы подчёркивают необходимость проведения исследований, анализирующих эволюцию миссии библиотек высших учебных заведений на различных этапах исторического развития; выделяют три периода, в течение которых роль университетской библиотеки менялась кардинальным образом в связи с изменением идеологии и запросов общества. В статье подробно рассмотрен первый период. Обращено внимание на описательный характер большинства публикаций об истории библиотек, отсутствие анализа гуманистического начала в их деятельности. По мнению авторов, осмысление эволюции миссии библиотеки вуза с позиций исторического опыта - важная задача для определения направления развития вузовской библиотеки на современном этапе. Отмечено, что сегодня культурно-просветительская работа библиотеки рассматривается с точки зрения социализации личности или социальной адаптации студентов. Тогда как вектор развития информационного пространства требует осознания именно гуманистической миссии библиотек. Подчёркнуто, что для понимания миссии вузовских библиотек и, шире - гуманистических принципов образования, необходимо обратиться к историко-философскому смыслу гуманизма и просветительства на самом раннем этапе развития библиотек высших учебных заведений России - в конце XVIII - начале XIX века.
- Show annotation ▼
The need for studies to analyze the evolution of university libraries at the various historical stages is substantiated. The authors identify three periods when the library role was changing radically due to the changes in ideology and social demands. The authors explore the first period in detail and point to the narrative character of most publications on the library history lacking analysis of their humanitarian origins. The authors argue that, to conceptualize academic libraries mission at the present time, it is necessary to understand the university library mission from the historical perspective. They emphasize that cultural and educational activities today is viewed in the context of personal socialization, or student’s social adaptation while the vector of information space development calls for conceptualization of the libraries’ humanitarian mission. The authors argue that, to understand a university library mission and, speaking wider - an education humanitarian principle we have to turn to historical and philosophic essence of humanism and enlightenment at the earliest stage of Russian academic libraries of the late 18th - early 20th century.
- Ключевые слова ▼
библиотека высшего учебного заведения, гуманистическая миссия, история библиотек, просветительская миссия, эволюция развития, university libraries, humanitarian mission, library history, education mission, evolution
Год: 2018, Номер: 06УДК: 02:378+378:004
Babieva Natalia, Klyuchenko Tamara, Drescher Julia.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: В статье отмечено, что современный период, характеризующийся активными процессами информатизации и глобализации, стимулирует формирование единого образовательного пространства. Вместе с тем происходящая трансформация библиотечной отрасли вносит корректировки в содержательную составляющую подготовки библиотечных специалистов. Информационно-технологическая среда требует от библиотек максимально быстрой адаптации к новым условиям. Подчёркнуто, что без высококвалифицированных кадров, способных работать в новых условиях, невозможно формирование сложной библиотечной инфраструктуры. В качестве перспективной формы подготовки библиотечно-информационных специалистов в условиях единого образовательного пространства предложено рассматривать дистанционное обучение. Освещён опыт внедрения дистанционных форм образования на примере Казанского государственного института культуры, где на платформе MOODLE реализовано удалённое обучение для ряда дисциплин. Приведены результаты опроса удовлетворённости студентов дистанционной формой обучения. Зафиксирована разница мнений студентов дневного и заочного отделений. По результатам исследования сделан вывод о том, что большинство студентов не готовы полностью перейти на дистанционное обучение. Названы основные условия, приводящие к высокой результативности удалённого обучения, его основные преимущества и недостатки. Внедрение дистанционного образования признано условием реализации образования европейского уровня в российской высшей библиотечной школе.
- Show annotation ▼
The current period is characterized by intensive informatization and globalization processes and stimulates building the single education space. At the same time, the ongoing transformations in the library area makes adjustments in the content of training librarians. The expanding information and technological environment requires libraries to adapt as fast as possible. The authors emphasize that building a complex library infrastructure is impossible without highly competent specialists. The authors suggest that distance learning is a promising trend in training library and information specialists in the single education space. They review the experience of distance learning in Kazan State Institute of Culture where it is introduced in several disciplines. The results of satisfaction survey are presented. The difference in the opinions of the full-time and off-campus students is demonstrated. Based on the survey, the authors conclude that most of the students are not ready to switch to distance learning. Main provisions for the highly efficient distance education, its main advantages and disadvantages are revealed. Introduction of distance learning is seen as essential for increasing efficiency of the Russian higher library schools.
- Ключевые слова ▼
information technologies, informatization, distance education, library education, globalization, library and information specialists, education space, информационные технологии, информатизация, дистанционное образование, библиотечное образование, глобализация, библиотечно-информационные специалисты, образовательное пространство
Год: 2019, Номер: 02УДК: 02:378
Klyuev Vladimir.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: Рассмотрена современная регламентация вузовского библиотечно-информационного образования, отражающая перспективные тенденции ориентации высшей профессиональной школы на потребности практики. Раскрыты основные концептуальные положения осуществляемой реформы высшего профессионального образования: многоуровневость и преемственность, компетентностный подход, сопряжённость с практикой, интерактивность обучения, комплексная система контроля и оценки знаний выпускников. Выделены нормативные новации повсеместно вводимых в действие с 2019/20 учебного года актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» - бакалавриат и 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» - магистратура. Отражены: базовые методологические подходы к моделированию профессиональных компетенций выпускников библиотечных бакалавриата и магистратуры; комплекс основных образовательных программ отраслевых бакалавриата и магистратуры, обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций. В результате комплексного анализа сделан вывод: высшее библиотечно-информационное образование претерпевает трансформации, которые характерны для российского образования в целом; подготовка библиотечных кадров ведётся в рамках реализуемого в нашей стране Болонского процесса и нацелена на сохранение лучших традиций прошлого и поиск своего места в будущем.
- Show annotation ▼
The current regulation of higher education in library and information sciences reflects the prospective trends and orientation toward practical demands of the industry. The author examines the main concepts of the higher professional education reform under the way, i. e. multilevel structure and consistency, competence approach, connection with practical activities, integrated control and evaluation of obtained knowledge. Regulation novations of the updated federal national education standards of higher education in specializations 51.03.06 “Library and information activities”, BA, and 51.04.06 “Library and information activities”, MA, are discussed. The author also examines the methodological approaches toward modeling of the professional competences to be developed within BA and MA programs; the complex of mandatory and recommended professional competences to be developed within BA and MA programs. Based on the comprehensive analysis, the conclusion is made that the higher library and information education, like the Russian education system on the whole, has been going through the transformations; while library professional training corresponds with the general requirements of the Bologna process.
- Ключевые слова ▼
библиотечно-информационная деятельность, бакалавриат, магистратура, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, актуализация образования, практико-ориентированное обучение, library and information activities, bachelor- and master-level programs, professional standard, academic disciplines, education actualization, practice-oriented learning
Год: 2019, Номер: 06УДК: 01(092)
Gedrimovich Gertruda.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: В статье, приуроченной к 100-летию Российской национальной библиотеки, представлены воспоминания видного и старейшего отечественного библиографа – Гертруды Васильевны Гедримович – о её первых наставниках в профессии. Даны портреты выдающихся специалистов – Елены Владимировны Иениш (1926–2008), Виктора Исидоровича Гранского (1903–1970), Людмилы Вениаминовны Зильберминц (1909–1972) – кадровых сотрудников Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (нынешней РНБ). Отмечены некоторые интересные факты их биографий.
Освещён их вклад в развитие библиграфии, принципы работы и наставничества. Отмечены высокий интеллект, самообладание и такт наставников, для которых работа была смыслом и способом существования. Подчёркнуто, что все они обладали и редким талантом, и индивидуальными чертами, поскольку нет одинаковых одарённых людей. Обращено особое внимание на их умение добиваться самых высоких результатов при выполнении профессиональных функций.
Сделан акцент на непреходящей ценности профессии библиографа. Выражена надежда на её дальнейшее развитие. Отмечено, что и сегодня опытные библиографы генеральных каталогов и картотек, фонда групповой обработки, читальных залов периодики, Центральной справочной библиотеки, Кабинета библиотековедения и Электронной библиотеки РНБ всегда профессионально, оперативно откликаются на запросы читателей.
- Show annotation ▼
On the occasion of the 100th anniversary of the National Library of Russia, the reminiscences by Gertruda Vasilyevna Gedrimovich, the oldest and prominent Russian bibliographer, of her first mentors in the profession. The portraits of Elena Vladimirovna Iуenish (1926–2008), Victor Isidorovich Gransky (1903–1970), and Lyudmila Veniaminovna Zilbermintz (1909–1972) – outstanding staff members of Saltykov-Shchedrin State Public Library (today – National Library of Russia), are given. Some interesting facts in their biographies are cited; their contribution to the library science and leadership are appraised. The author emphasizes their spacious intellect, principles of work and mentorship. Their work made the essence and way of their living. All of them were talented persons with their individual characteristic features. Special attention is given to their ability to achieve high goals and professional results.
The author also focuses on the timeless value of the profession of bibliographer and expresses her hope that it will last and develop: today, professional and experienced bibliographers of the National Library of Russia, its general catalogs, group processing department, periodicals reading rooms, Central Reference Library, Library Studies Office, and E-library efficiently execute queries and orders.
- Ключевые слова ▼
Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Российская национальная библиотека, библиографическая деятельность, библиографы-наставники, M. E. Saltykov-Shchedrin State Public Library, National Library of Russia, bibliographic activities, authority bibliographers
Год: 2021, Номер: 10УДК: 01:004
Lopatina Natalya.
Сведения о данной статье в Google ScholarАннотация: В статье рассмотрены траектории развития библиографической профессии в профессиональной структуре цифровой экономики. Обоснована необходимость комплексного научного исследования кадровых проблем библиографии, представлен авторский подход к их разработке в междисциплинарном поле. Отражены прогнозируемые траектории будущего профессии библиографа. Выявлены факторы, влияющие на профессионализацию библиографии. Проанализированы риски и уровни уязвимости отдельных подходов к проектированию позиций библиографии в современной профессиональной структуре. Определены направления компетентностной трансформации библиографической профессии, намечены перспективы её развития в условиях цифровизации. Представленное исследование базируется на авторской методике анализа информационной профессии, отражённой в предыдущих работах автора. В основе авторского решения научной задачи – изучение сущности социально преобразующей деятельности библиографа, определение границ библиографической деятельности и характера взаимопроникновения в другие профессии. Раскрыты критерии устойчивости структурных и функциональных позиций библиографической профессии, механизмов и факторов её динамики в профессиональной структуре общества. Критически анализируется концепт «цифровой библиограф» как модель новой профессии. Поставлены задачи библиографии на этапе интеграции идеологии искусственного интеллекта. Дана оценка изменения границ библиографической профессии, обусловленного универсальным характером библиографического метода.
- Show annotation ▼
The author examines the vectors for bibliographer profession within the professional infrastructure of digital economy. The need for interdisciplinary study of staffing in bibliography is substantiated, and the author’s approach is introduced. The predictive vectors for the bibliographer profession are discussed. The factors of bibliography professionalization are specified. The competence transformation and profession prospects due to digitalization are identified. The author applies her own methods to analyze information profession: the methods have been introduced in her preceding works. She investigates into the nature of socially transforming bibliographic activities, their limits, and interaction with other professions. Criteria of structural and functional stability of the profession, mechanisms and dynamics in the social professional structure are revealed. The author dissects and analyzes the concept of “digital bibliographer” as the new profession model. The tasks for bibliography on the stage of artificial intellect ideology integration are specified. Changing limits of the profession due to the bibliographical method universality are discussed.
- Ключевые слова ▼
библиография, библиограф, информатизация, цифровая экономика, библиографическая информация, библиографическая деятельность, библиографическая профессия, bibliography, bibliographer, informatization, digital economy, bibliographic information, bibliographic activities, profession of bibliographer