Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Все статьи, опубликованные в рубрике: ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2022, Номер: 05

УДК: 338.467.6:02

Pilko Irina, Mukhamеdieva Svetlana.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Приведены результаты апробации методики, оценивающей эффективность библиотечной деятельности. Предлагаемый инструментарий обеспечивает расчёт отдельных показателей социальной, технологической, экономической и организационной эффективности, среднего значения индексов каждого вида эффективности и сводного индекса эффективности деятельности библиотеки. Методика позволяет определить, достигает ли библиотека поставленных целей, соотнести полученный результат с затраченными на его достижение ресурсами, оценить степень удовлетворённости процессом деятельности. Предложены альтернативные варианты показателей и расчётов эффективности в обычных и экстремальных (обусловленных пандемией COVID-19) условиях. В основу расчётов легли показатели, включённые в статистическую форму 6-НК «Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке», а также фиксируемые в планах и отчётах библиотек, аналитических справках, предоставляемых учредителям, центральным библиотекам и региональным органам власти. Методика не требует сбора дополнительной информации, специальных исследований. Поэтапное описание делает её воспроизводимой, о чём свидетельствуют результаты апробации на базе конкретных библиотек. Индекс по элементам приводит все показатели в сопоставимый вид, что позволяет анализировать их, сравнивать между собой и принимать объективные управленческие решения тактического и стратегического характера. Универсальный характер методики позволяет применять её независимо от типа, статуса и ведомственной принадлежности библиотеки.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


Год: 2024, Номер: 01

УДК: 027.7:339.138-047.44

Krylova Natalya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Цель работы – маркетинговый анализ библиотечных услуг вуза на примере библиотеки опорного вуза Вологодской области – Череповецкого государственного университета. На основе анализа было выявлено текущее состояние библиотечного сервиса, обозначены проблемы, ожидания современных пользователей библиотеки, определены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Новизна статьи заключается в использовании маркетинговых инструментов анализа и полученных результатах. Практическая ценность работы: выявлена ценность библиотечных услуг для пользователей, подробно описан портрет целевого потребителя библиотечных услуг вуза по четырём критериям: демографическому, географическому, психографическому, поведенческому. Используются методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение, Googlе-опрос, глубинное интервью, карта эмпатии. По пирамиде сервиса проанализированы четыре уровня библиотечных услуг вуза. Представлены количественные результаты маркетингового исследования. Выявлено: несмотря на то, что большинство студентов предпочитает электронные коммуникации, они не отрицают гибридный формат взаимодействия с библиотекой онлайн и офлайн. Установлено, что современный пользователь библиотеки университета эмоционально нейтрален к библиотечным сервисам. Предлагаются рекомендации для дальнейшего развития библиотечных услуг вуза.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 021.9:336.563.1

Marshak Ilya, Myakova Natalya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье обсуждаются проблемы и пути грантовой поддержки библиотечной деятельности, приводится краткий обзор наиболее популярных российских фондов-грантодателей. Грант – наиболее распространённый способ инвестиционной поддержки, позволяющий некоммерческим организациям успешно реализовывать проекты, направленные на поддержание и развитие как профессиональных, так и социальных групп общества. Для получения гранта необходимо правильно определить грантодателя, чтобы вероятность получения гранта по заявлямой тематике была максимальной. С этой целью перед подачей заявки необходимо ознакомиться с существующими видами грантодателей, с их особенностями и рекомендациями по подаче заявки, тщательно изучить документы конкурса. Авторы статьи описывают российские благотворительные фонды. Приведена классификация фондов по виду учредителя – государственные, частные, корпоративные, посреднические. Благотворительные фонды выделяют гранты по грантовым направлениям, соответствующим проектам и программам, реализуемым некоммерческими организациями сферы информационно-библиотечной деятельности. Статья содержит описания основных тематических направлений, по которым предоставляются гранты российскими благотворительными фондами, даны адреса сайтов фондов. Приводятся краткие рекомендации по подготовке заявки на получение грантов.

  • Show annotation

  • Ключевые слова