Главная >> Ресурсы >> Журнал "Научные и технические библиотеки"


Все статьи, опубликованные в рубрике: СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2022, Номер: 05

УДК: 004.89:02

Ivanova Olga, Kononova Ekaterina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье рассмотрены возможности использования автоматизированного рабочего места разработчика классификационных систем (АРМ РКС) для технологии формирования алфавитно-предметного указателя (АПУ) к таблицам Библиотечно-библиографической классификации (ББК). Основной задачей АРМ РКС является осуществление всех процессов ведения электронного эталона таблиц ББК, включая формирование АПУ. Проблематике составления АПУ и использования его в качестве инструмента автоматизированного поиска в последние годы уделялось мало внимания в профессиональной печати. Разработчики таблиц ББК имеют возможность поделиться своим опытом в этой сфере. Так, в статье проанализированы проблемы, возникшие при создании сводного АПУ к среднему варианту таблиц. Выявлены этапы, на которых автоматизированная система не справлялась с построением сложной структуры гнёзд в АПУ и неоднократно нуждалась в редакции авторов-составителей. В качестве примеров приведены фрагменты предметно-гнездовых рубрик указателя, иллюстрирующих сложности при построении разных типов рубрик.

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 004:02;004.8

Yukhta Natalya.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: В статье рассматривается вопрос создания системы автоматизированного рецензирования и оценки графических работ (САРГР), а также возможности её использования в дистанционном обучении. Обосновывается необходимость интеграции САРГР в процесс взаимодействия электронно-библиотечных систем и систем дистанционного обучения (СДО). Подчёркивается важность электронно-библиотечных систем как информационных ресурсов для СДО в условиях онлайн-обучения, а также необходимость обеспечения бесперебойного доступа к сетевым учебным информационным ресурсам. Феномен массовых открытых онлайн-курсов − massive open online courses − показал, какое значительное место занимает онлайн-обучение в сфере образования. Необходимость подготовки студентов по творческим направлениям обучения с использованием СДО актуализирует проблему создания САРГР.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2023, Номер: 08

УДК: 004:02+021:004.77

Shrayberg Yakov.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Ежегодный доклад Седьмого международного профессионального форума «СОЧИ–2023» посвящён анализу состояния и развития основных технологических аспектов в деятельности библиотек в современных условиях. Названы такие компоненты цифровой трансформации, активно влияющие на технологические и поведенческие модели деятельности современных библиотек, как искусственный интеллект, нейронные сети, законодательство об авторском праве, трансформация информационного рынка, импортозамещение зарубежного программного обеспечения. Дана оценка применению вышеуказанных компонент в библиотечно-информационной практике. Особое внимание в докладе уделено этическим аспектам применения искусственного интеллекта, проблемам нейронных сетей, изменениям в области авторского права. Подробно рассмотрена проблема импортозамещения в библиотечной-информационной области: названы его основные принципы и методы, перечислены отечественные альтернативные цифровые решения, даны рекомендации библиотекам о работе в новых условиях. Названы топ-9 библиотечных технологий и топ-5 технологических новинок.

  • Show annotation

  • Ключевые слова



СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2024, Номер: 12

УДК: 004:02 + 028.1.02:002.1-028.27

Gildebrant Galina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Статья посвящена изучению цифрового чтения. Автором предпринята попытка типологизировать цифровое чтение, выделить критерии классификации цифровых читателей. Приведены признанные в библиотечной сфере классификации традиционных читателей: по культуре чтения, структуре читательских интересов, по мотивам обращения к книге. Сделан обзор российских и зарубежных исследований цифрового и традиционного чтения, выявлены общие тенденции и заметные отличия. Отмечены следующие закономерности: понимание и запоминаемость традиционных текстов значительно выше, цифровое чтение пользуется большей популярностью у молодёжи, спрос на аудиокниги растёт, особенно в Китае. На основе анализа исследований выявлены положительные и отрицательные стороны цифрового чтения (снижение когнитивных способностей современных читателей, психологические проблемы при реализации коммуникативных функций). Автором предложено определение цифрового читателя, разработаны дополнительные признаки для типологизации: по сенситивным качествам восприятия информации, методам поиска, информационной гигиене, а также по способности к формированию критического отношения к получаемой в процессе чтения информации. Статья подготовлена в рамках Государственного задания N 075-00549-24-01 по теме N 1021062311368-2-5.8.3 Развитие электронного библиотековедения как научной и учебной дисциплины в условиях трансформации библиотечных фондов, справочно-библиографического и документного обслуживания в цифровой среде (FNEG-2022-0004).

  • Show annotation

  • Ключевые слова


УДК: 004:02 + 002.1 – 028.27:930

Polezhaeva Tatiana, Sasina Olga.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Под влиянием цифровых технологий роль библиотек в научной коммуникации изменяется. Благодаря новым технологиям работы с информацией библиотеки способны оказать значительное влияние на современный облик науки. В статье описаны последствия цифровой революции для исторической науки: появление новых типов исторических источников; повышение статуса датасетов и их роли в исторических исследованиях; формирование исторических информационных систем; повышение значимости цифровых технологий для публичной истории. На основании анализа указанных трендов определены перспективные направления сотрудничества библиотекарей и историков. Библиотеки могут внести весомый вклад в национальную научную инфраструктуру путём интенсификации работы с данными, а именно представления значимой для историков информации в форме датасетов, создания на базе библиотек лабораторий данных, помощи исследователям в управлении научными данными. В статье проанализированы кейсы по интеграции библиотек в проекты «гражданской науки». Показано одно из перспективных направлений сотрудничества библиотекарей и историков: сохранение цифрового наследия и создание веб-архивов. Сделан вывод о ключевой роли библиотек в формирующейся национальной инфраструктуре гуманитарного знания. Статья подготовлена на средства гранта Российского научного фонда N 23-78-10119 (https://rscf.ru/project/23-78-10119/).

  • Show annotation

  • Ключевые слова



СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ журнала "Научные и технические библиотеки", начиная с 2013 года


Год: 2025, Номер: 03

УДК: 004:02

Kapterev Andrey, Tikunova Irina.

Сведения о данной статье в Google Scholar

Аннотация: Укрепление системы стратегического управления цифровой трансформацией (ЦТ) в региональном аспекте, обеспечивающее комплексное и равномерное развитие регионов, сбалансированность обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей направлено на достижение баланса в развитии и ЦТ библиотек. Различные ведомства (РАН, Минпросвещения РФ, Миннауки РФ и др.) формируют собственные статистические данные о деятельности библиотек, но обобщение этих данных в масштабе страны отсутствует. Необходимо регулярное проведение общероссийских социологических межведомственных исследований, в том числе по изучению проблем ЦТ библиотек. Актуальность работы заключается в наглядной демонстрации региональных различий роли библиотек в стратегиях ЦТ субъектов РФ. Цель: детально проанализировать региональные стратегии ЦТ субъектов РФ и выявить в них библиотечную проблематику. Методы: а) контент-анализ профильных публикаций; б) текстологический анализ региональных стратегий субъектов РФ; в) сравнительный анализ. В качестве основных результатов представлена типология субъектов РФ в зависимости от отражения библиотечной проблематики в региональных стратегиях ЦТ. Практическое значение заключается в использовании выводов статьи для планирования ЦТ библиотек в регионах РФ.

  • Show annotation

  • Ключевые слова