Бычкова Е.Ф.
ГПНТБ России
Обзор работы секции
«Экологическая информация и экологическая
культура»
В 2004 г. секция «Экологическая
информация и экологическая культура»
отметила 5-летие своей работы. Пройден путь
от скромного семинара до секции, в
программу работы которой включены самые
разнообразные по форме и содержанию
мероприятия, объединенные общей тематикой.
На протяжении пяти лет
сформировался постоянный контингент
участников – представителей библиотек,
целенаправленно и планомерно ведущих
работу в этом направлении, вырос авторитет
секции. Случайно посетив когда-то секцию
экологии, многие участники Конференции
увлеклись этой темой.
Председатели секции с гордостью
отмечают высокую посещаемость мероприятий,
организуемых в рамках секции. Используются
самые разные формы работы – тематические
заседания, презентации проектов и книг по
экологической тематике, выставки
литературы по экологии, «круглые столы»,
выездные мероприятия, в программу которых
входит знакомство участников с природными
памятниками Крыма.
Участники секции 2004 г. отметили,
что выступления-отчеты постепенно уступают
место аналитическим докладам.
В результате долгих поисков и
споров принято наконец постоянное название
секции «Экологическая информация и
экологическая культура», наиболее полно
отражающее круг вопросов, поднимаемых в ее
работе.
В программе секции на
Конференции «Крым–2004» представлены 17
докладов; состоялись следующие мероприятия:
-
тематические заседания «Роль
библиотек в воспитании экологической
культуры населения», «Экологическая
информация»;
-
«круглый стол» «Экологическое
просвещение и воспитание: роль библиотек,
работающих с детьми» (проведен совместно с
секцией «Дети, компьютеры и Интернет:
проблемы чтения и информационной
грамотности глазами школы и библиотеки»);
-
выездной «круглый стол» «Эволюция,
экоэтика и информационная безопасность»;
-
презентация монографии члена-корреспондента
Российской Академии наук, председателя
Комитета по экологии Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации В.А. Грачева «Теория и практика
личного успеха».
Монография В.А. Грачева – это
книга «о вдохновении и творчестве,
рождающем великие свершения», об основных
жизненных правилах, которые, по мысли
автора, закладывают фундамент достижения
успеха.
Образ жизни,
экология тела, экология ума, экология
души – эти понятия все чаще встречаются в
литературе; все чаще звучит мысль о том, что
порядок в природе, охрана ее начинаются и
вообще возможны только при условии
серьезной внутренней работы человека. И это,
пожалуй, действительно, единственно
надежный путь решения экологических
проблем.
На тематическом заседании «Роль
библиотек в воспитании экологической
культуры населения» (председатели: Э.В.
Гирусов – зав. кафедрой философии РАН, Т.М.
Аронова – министр культуры Автономной
Республики Крым) были
представлены шесть докладов (из семи,
указанных в программе).
Во вступительном докладе В.А.
Грачева «Принципы законодательного
обеспечения экологической культуры в
развитии природоресурсового и
природоохранного законодательства»
освещена деятельность Комитета
Государственной Думы по экологии,
направленная на развитие экологического
законодательства. Отражены основные
принципы государственного регулирования в
области экологической культуры.
С каждым днем все более
актуальной проблемой мирового сообщества
становятся снижение качества окружающей
среды и возрастающий риск для жизни и
здоровья человека. Недостаточными
оказались внедрение ресурсосберегающих
технологий, обеспечение технологических
процессов эффективными системами очистки и
т.д. Психологической предпосылкой
глобального экологического кризиса стал
господствующий в сознании человека
потребительский стереотип поведения и как
следствие – безответственное отношение к
природе. А между тем Россия – уникальная
страна, где относительно небольшая
плотность населения позволяет сохранять
низкую антропогенную нагрузку на
экосистемы, что позволяет ей быть «экологическим
донором» всего мира.
Для решения задачи формирования
всего российского законодательства с
учетом принципов охраны окружающей среды, т.
е. его экологизации, в том числе
законодательного обеспечения
экологической культуры, нужна твердая
политическая воля.
Экологическая культура
является неотъемлемой частью
общечеловеческой культуры и формируется в
процессе жизни и деятельности поколений
непрерывным экологическим образованием и
просвещением. В докладе сформулированы
основные принципы государственного
регулирования в области экологической
культуры:
-
системность экологического
образования и просвещения;
-
экологизация учебных предметов
системы образования РФ;
-
обязательность необходимой
экологической подготовки руководящих
работников;
-
согласованность деятельности
органов власти, юридических и физических
лиц.
В то же время докладчик
предостерег работников информационных
структур от неоправданного экологического
пессимизма и паникерства. Экологически
грамотное общество не допустит
экологических катастроф любого масштаба.
Формирование экологической культуры –
основа возрождения общества.
В
докладе директора Российской
государственной юношеской библиотеки (РГЮБ)
В. Р. Островской «Российские библиотеки как
фактор формирования экологической
культуры населения» рассмотрена история
подключения российских библиотек к
деятельности по формированию
экологической культуры населения страны;
раскрыто многообразие современной работы в
этом направлении; рассказано об истории
формирования и деятельности отдела
экологической культуры РГЮБ, об активной и
систематической работе в этом направлении
других библиотек по долгосрочным
программам, подготовленным совместно с
природоохранными органами на местах.
В совместном докладе заведующей
экологическим отделом РГЮБ О. В. Покровской и ученого секретаря
библиотеки Л. М. Иньковой «Мир экологии в
мире просвещения» подчеркнуто, что каждое
новое поколение обсуждает и
переосмысливает место человека в природе.
Известный ученый, эколог и просветитель Н. Н.
Моисеев писал, что экология начинается с
мировоззрения; в современном веке
мировоззрение начинается с экологии, с
экологического мышления, а воспитание и
образование человека – с экологического
воспитания. Далее в докладе рассмотрены
проблемы преподавания экологии в школе.
Включать ли этот предмет в школьные
программы, а если да, то в каком виде?
Библиотека – это зеркало
образования: сейчас наблюдается взрыв
интереса к литературе по экологии, но ее
катастрофически не хватает. Имеющиеся
публикации в основном фиксируют негативное
состояние окружающей среды, иногда
предлагают экономико-технические выходы из
экологической ситуации. Сегодня библиотека
не может предложить читателю литературу,
которая концентрировала бы его внимание на
понимании единственно возможного пути в
решении экологических проблем, роли
государств, обществ любой ориентации,
каждого человека, их ответственности за
результаты своей деятельности, за
дальнейшую судьбу цивилизации.
Большой интерес и живое
обсуждение вызвал доклад научного
консультанта Центра экологической
культуры при РГЮБ А.А. Крушанова. «Факторы
экологизации и деэкологизации
общественного сознания» (опубликован далее
в этом номере).
Всеобъемлющее общее осмысление
ситуации и метаморфоз, происходящих в
человеческом сознании, представлено в
докладе председателя секции, заведующего
кафедрой философии РАН профессора Э.В.
Гирусова «Гуманистический потенциал
экологической культуры». Традиционный
гуманизм основан на возвеличивании
человека, его ничем не ограниченной
технической и научной мощи. Однако по мере
того, как люди стали прибегать к
использованию машин и других технических
приспособлений, более широко стало
очевидным, что направление культуры может
быть не только гуманистическим, но и
далеким от такового вплоть до
противоположного знака. Так возникла
потребность в уточнении понятия культура
в зависимости от того, проникнута она
чувством уважения к человеку и заботой о
его истинных потребностях или, наоборот,
способствует принижению его и
высвобождению низменных страстей и качеств.
В условиях экологического
кризиса культура впервые в истории
человечества должна выступить в новой роли,
став способом самосохранения общества,
поскольку лишь через культуру в ее новом
качестве люди смогут обрести то свойство,
без которого невозможно существование ни
одной формы жизни на планете – свойство
экологического самообеспечения.
По итогам работы первого
тематического заседания секции можно
отметить, что в деятельности библиотек
выделилось направление, посвященное
воспитанию экологической культуры
населения; придуманы и опробованы
эффективные формы работы с населением; все
больше библиотек начинают сознавать
необходимость подобной деятельности и
вести активную работу в этом направлении.
Все активнее разворачивается и
другое направление работы библиотек в
области экологической информированности
населения – создание тематических баз
данных, специализированных фондов по
экологии, предоставление читателям доступа
тематических ресурсов других библиотек и
информационных центров.
Любая серьезная работа
порождает множество проблем, которые
необходимо решать. Вопросы эффективной
организации, доступности, достоверности
информации и многие другие обсуждались на
втором тематическом
заседании секции «Экологическая
информация» (председатели: директор
Муниципальной информационной библиотечной
системы Томска Л. В. Левицкая и директор ЦНБ
НАН Беларуси им. Якуба Коласа Н. Ю. Березкина)
На этом
заседании с докладами выступили 10 человек.
К сожалению, заявленное в программе
выступление А. А. Мжельского (издательство Elsevier)
«Электронные ресурсы издательства Elsevier
по геологии и охране окружающей среды»
состоялось не в рамках работы секции, а во
время презентации издательства на выставке
и не нашло своего слушателя. В выступлении
представителя Elsevier
приводились очень интересные для
российских библиотек факты и примеры,
которые я, к сожалению, не могу представить.
Интересный доклад Л. В. Левицкой
и А. С. Карауша (Муниципальная
информационная библиотечная система
Томска) «Развитие
центра экологической информации Томской
МИБС» опубликован далее в этом номере.
Работа библиотек по
экологической информации в республике
Беларусь освещена в докладе Н. Ю. Березкиной
«Информационное обеспечение проблем
экологии в Центральной научной библиотеке
НАН Беларуси». Она
рассказала об основных направлениях
деятельности Экологического
информационного центра «Эко-Инфо» ЦНБ НАН
Беларуси; привела большой фактический и
статистический материал, который может
служить практическим руководством для
создания аналогичных центров при районных
и областных научных библиотеках.
Постоянной заботой и серьезным
направлением в деятельности библиотекарей
ЦНБ НАН Беларуси является изучение
информационных потребностей ученых и
специалистов республики в области
природоохранной деятельности и экологии.
Этой теме посвятили доклад сотрудники
библиотеки Л.А. Авгуль, Е. Е. Купрещенкова, Б.Б.
Невский. В нем изложены результаты научно-исследовательской
работы по оптимизации и совершенствованию
информационного обеспечения научных
исследований и иных направлений
деятельности в области охраны окружающей
среды.
В рамках исследования в 2003–2004
гг. ЦНБ провела анкетирование ученых и
специалистов таких организаций, как
Министерство природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Беларусь,
Комитет по проблемам последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС,
Белорусский научно-исследовательский
центр «Экология», Национальный парк «Беловежская
пуща», Белорусский государственный
университет и др. Всего опрошены 85
респондентов из 35 организаций. В докладе
дан анализ ответов респондентов, отмечен
рост интереса к информационным ресурсам в
электронной форме. Перечислены базы данных,
пользующиеся наибольшим спросом у
респондентов, приведен хороший
статистический материал, дан перечень БД по
экологии и охране окружающей среды
Беларуси.
Доклад
«Информационное обеспечение темы «Экология
Республики Карелия» в Научной библиотеке
Петрозаводского государственного
университета» по сути дела был отчетом об
огромной творческой работе, проделанной по
совместному с ГПНТБ России проекту
создания сети центров экологической
информации на базе библиотек и
информационных центров России (представлен
на секции Н.В. Марковой; опубликован далее в
этом номере).
Аналогичная научная работа в
рамках пилотного проекта ГПНТБ России по
созданию сети экологических центров в
регионах России выполнялась и
Информационно-библиотечным центром Перми.
С докладом «Информационные структуры Пермского
региона в экологическом просвещении
населения» выступила сотрудница Центра Е.С.
Сиротина. В анализе информационных
экологических ресурсов государственных и
общественных структур Пермского региона
особое внимание уделено взаимодействию
библиотек и общественных организаций в
сфере экологического просвещения.
В области ведется работа по
экологическому просвещению населения
путем объединения в экогруппы. Библиотеки
области комплектуют фонды по экологическим
проблемам, организуют и проводят
региональные мероприятия. В рамках
выполняемого проекта сотрудники Центра
провели мониторинг экологических
организаций Пермской области, изучили их
информационные возможности, подготовили
электронные тексты газетно-журнальных
статей из областных периодических изданий
по экологии Пермского региона,
полнотекстовые электронные документы по
экологическому законодательству Прикамья
и экологическим программам Администрации
Пермской области и т.д. Часть информации
доступна через Интернет на сайте lic.perm.ru.
В докладе вице-президента
Информационно-правового консорциума «Кодекс»
И.И. Мироновой подробно рассмотрены
структура и состав справочной системы «Эксперт:
Экология», пользовательский сервис и
технология работы с системой, возможности
использования системы в деятельности
библиотек, основные направления ее
развития.
По единодушному мнению
слушателей, наличие (в том или ином виде)
такой системы в библиотеке может во многом
удовлетворить запросы читателей по
экологическому законодательству.
Уже много лет на Крымском форуме
освещаются вопросы экологического
просвещения и воспитания студентов.
Директор Научной библиотеки
Государственного университета управления (Москва)
Г.Г. Тихомирова в докладе
«Эколого-экономическая система на
промышленных предприятиях» рассказала об
опыте подготовки программы по созданию БД «Экология
промышленности», один из разделов которой
– «Эколого-экономическая система на
промышленном предприятии». Особое внимание
в БД уделено разделу
«Промышленная экология», где собирается
материал о загрязнении окружающей среды
промышленными предприятиями и защите от
загрязнений.
Для решения задачи
информационного обеспечения специалистов,
занимающихся проблемами экологии,
целесообразно использовать систему
информационного мониторинга. Такая система,
реализованная Республиканским медицинским
библиотечно-информационным центром
Республики Татарстан, представлена его
директором Ю.Н. Дрешер в докладе «Информационное
обеспечение медиков, изучающих влияние
факторов окружающей среды на здоровье
человека».
Подведя итоги работы
тематического заседания «Экологическая
информация», его участники одобрили Проект
решения о создании сети экологических
информационных центров по информационному
обеспечению экологических проблем региона.
Суть проекта сводится к
следующему: в настоящее время еще не
существует долговременной
общегосударственной программы создания
сети экологических информационных центров,
однако библиотеками уже накоплен
достаточный материал по проблемам экологии,
охране окружающей среды и использованию
природных ресурсов в регионах. Этот
материал еще «сырой» и объединять его в
единый сводный ресурс пока преждевременно.
Библиотеки могут и должны объединить свои
усилия и обеспечить обмен необходимой
информацией, накопленной на местах. Для
чего целесообразно:
-
создание экологических страниц
на сайтах библиотек и информационных
центров, отражающих их информационные
ресурсы по экологии, а также экологические
особенности и проблемы региона;
-
создание тематических
экологических страниц, отражающих правовые,
медицинские, экономические и другие
информационные ресурсы силами
специализированных библиотечно-информационных
центров и консорциумов;
-
обеспечение свободного доступа
к этой информации участников проекта
посредством перекрестных ссылок между
сайтами;
-
определение опытным путем
оптимальных форм обмена информацией,
позволяющих наиболее полно удовлетворять
запросы читателей; а впоследствии создание
интегрированного ресурса по экологии.
За образец экологической
страницы можно взять страницу сайта
Научной библиотеки Петрозаводского
государственного университета. Некий
универсальный образец разрабатывается в
ГПНТБ России и будет представлен на ее
сайте.
Впервые в рамках работы секции «Экологическая
информация и экологическая культура»
совместно с секцией «Дети, компьютеры и
Интернет: проблемы чтения и информационной
грамотности глазами школы и библиотеки»
прошел «круглый стол» «Экологическое
просвещение и воспитание: роль библиотек,
работающих с детьми». Ведущие – главный
редактор газеты «Библиотека в школе»» О.К.
Громова и заведующая сектором
методического отдела Центральной
государственной детской библиотеки Н.Е.
Колоскова (Москва). Состоялись обсуждения
двух ключевых докладов и дискуссия,
посвященная формам работы с детьми.
Первый доклад «Экология:
информационное поле детской библиотеки»
сделала В.К. Кузнецова заведующая отделом
Центральной городской детской библиотеки
им. А.С. Пушкина (С.-Петербург). Библиотека
поставила перед собой задачу рассмотреть
ресурсы детских библиотек не как
депозитарий, а как информационно-коммуникативный
носитель, открытый, доступный для
пользователя. На сайте библиотеки
выставлен справочник «Адреса-чудеса:
прогулки по детским библиотекам Санкт-Петербурга».
Среди прочих в справочнике имеется рубрика
«Экокультура». На сайте дети обсуждают свое
отношение к строительству ядерных объектов.
Большое место уделено эколого-краеведческим
программам (например «Чистый город Пушкин»).
В докладе представлены многие новые формы
работы, несомненно, представляющие большой
интерес для библиотекарей, работающих с
детьми.
Второй доклад «Экология и
детская библиотека: будущее в наших руках»
представили сотрудники ЦБС для детей (Севастополь)
Е.В. Земская, Т.Р. Расновская и С.А. Капранова.
На Конференциях «Крым–2002» и «Крым–2003»
сообщалось о проекте создания
экологического портала и первых шагах по
его реализации. В настоящее время
библиотека разработала межведомственный
экологический проект «Экология. Дети.
Библиотека». Проект рассчитан на период до
2005 г. и ставит своей целью привлечение детей
и подростков к природоохранной
деятельности, развитие партнерских связей
с государственными и общественными
экологическими организациями, интеграцию
информационных ресурсов по экологии. В
рамках проекта реализуется авторская
программа «Мир живой природы», развивающая
в детях планетарное мышление: разумное
отношение к миру и к себе, как жителю Земли.
Коллеги рассказали об участии детских
библиотек в ЭКОФОРУМЕ–2004 «Севастополь –
город устойчивого развития. Проблемы и
перспективы. Развитие сотрудничества в
сфере охраны окружающей среды в регионе».
В процессе дискуссии
обсуждались вопросы экологического
воспитания родителей, воспитания
потребительской культуры детей. В
предыдущие годы проблемы экологического
воспитания детей и молодежи обсуждались на
общих мероприятиях секции. Организаторы и
участники «круглого стола» отметили
полезность и актуальность его проведения, а
также целесообразность подобных совместных
мероприятий для детских библиотек в
дальнейшем при наличии острых тем,
требующих совместного обсуждения.
Несколько
лет на Крымском форуме проходит семинар,
посвященный проблемам экоэтики. На
конференции «Крым-2004» впервые состоялся «круглый
стол» «Эволюция, экоэтика и информационная
безопасность», на котором присутствовали 30
человек, что свидетельствует о росте
интереса к этой проблеме среди
библиотекарей и работников информационных
структур.
С ключевым докладом «Информационная
безопасность и экоэтика в эпоху
глобализации» выступил ведущий «круглого
стола» В.Н. Волченко, профессор МГТУ им. Н. Э.
Баумана. Доклад активно обсуждался
участниками; принят меморандум-обращение к
библиотекарям, призывающее работать над
формированием правильного
экоцентрического мировоззрения населения.
В целом можно отметить, что
работа секции прошла успешно. Сделан еще
один шаг на пути формирования единой
системы экологической информации,
доступной для широкого круга читателей.
|