
УДК 028
Езова С.А.
Уточнение понятия библиотечное
общение
Предложена дефиниция понятия библиотечное
общение, определенная в результате
анализа взглядов известных психологов и
библиотековедов, высказанных ими в 1980–1990-е
гг.
|
Значимость библиотечного
общения (БО) в оптимизации библиотечной
деятельности, в том числе библиотечного
обслуживания, доказывать в настоящее время
никому не приходится. В 1980-е и особенно в 1990-е
гг. этому социально-психологическому
явлению с библиотечной спецификой стали
уделять все большее внимание, что
объясняется сменой идеологической
парадигмы в российском обществе,
актуализацией гуманистического подхода к
личности. Профессиональная рефлексия БО
оказалась на редкость разноликой и
выразилась в многообразии взглядов на его
сущностные характеристики при единодушной
оценке его большой роли в профессиональной
деятельности библиотекаря, библиографа.
Вслед за Т.И. Малыхиной [1], обобщившей разработанность
проблемы профессионального БО, обращусь к
понятиям, которые в 1980-е гг. даны
библиотековедами В.А. Бородиной, Л.Н.
Голенок, И.А. Калинка, А.А. Кидрон, Н.В.
Клименковой, С.Х. Сардынко, Э.Л. Шапиро и др.
Условно выделю признаки, на
которых выстраивается БО: форму, процесс
взаимодействия, вид человеческой
деятельности, включеность в деятельность,
атрибут деятельности и т.п. Причем
взаимодействие рассмотрю на ролевом или
межличностном уровнях.
Т.И. Малыхина отмечала, что,
несмотря на вековую практику изучения БО, «не
оформлено понимание общения как основы
библиотечной деятельности». Уточню:
общение может быть включено в библиотечную
деятельность, что и происходит с БО; но
нельзя игнорировать и такой ракурс БО, как
общение ради общения. Некоторые читатели
посещают библиотеку, чтобы только
удовлетворить свою потребность в общении с
библиотекарем (пожилые люди, инвалиды,
испытывающие дефицит контактов с другими
людьми).
В начале 1980-х гг. к трактовке БО
одной из первых обратилась Н.В. Клименкова;
она именовала БО общением в библиотеке и понимала его
как специфическую форму взаимодействия,
обусловленного чтением, разысканием нужной
литературы, обсуждением прочитанного [2,
с. 36].
В конце 1980-х гг. в российском
обществе начали утверждаться принципы
демократии, а в библиотековедении
происходило осознание значимости
диалогического подхода к обслуживанию
читателей. Если ранее при реализации
парадигмы руководство
чтением к читателю относились как к
объекту, оказывая на него идеологическое и
другие виды преднамеренного воздействия,
то в эти годы библиотековеды стали
признавать за читателем ипостась субъекта;
при этом общение не только
актуализировалось как субъект-субъектное
взаимодействие, но и обосновывалась
целесообразность взаимодействия в
качестве равноправных партнеров [3, с. 99].
Следует заметить, что уже тогда
в социальной психологии наблюдалось
толкование термина общение
как взаимодействие людей, предполагающее,
что они выступают по отношению друг к другу
субъектами. Сам термин взаимодействие
людей подразумевает активность позиций
тех, кто вступает в контакт, правда, степень
ее проявления у партнеров может быть весьма
различной. Поэтому, когда речь идет о
субъект-субъектном взаимодействии, неважно,
кем являются эти субъекты, мы делаем масло
ещё более масляным, намазывая второй слой
на первый.
В то же время выход
библиотековедов на осознание, признание,
утверждение за читателем ипостаси субъекта
явилось ломкой их профессионального
мировоззрения, послужило выработке
научного подхода к библиотечным явлениям.
Возможно, в силу того, что
диалогический тип взаимодействия между
библиотекарями и читателями в большей
степени декларируется библиотековедами-теоретиками,
чем реализуется в практической
деятельности. Подтверждением этому служат
результаты многих исследований 1990-х гг., в
которых изучаются взаимоотношения
библиотекарей и читателей. В библиотечной
печати ещё сегодня продолжается обращение
к субъект-субъектной схеме взаимодействия
библиотекаря и читателя. Так, в одной из
последних работ А.С. Чачко активно
постулируется идея субъект-субъектного
взаимодействия библиотекаря и читателя с
конкретизацией равенства партнерских
позиций между ними [4].
Использование различных
психологических теорий общения в конце 1980-х
и в 1990-х гг. способствовало существенному
уточнению понимания БО. Так, И.А. Мейжис, И.А.
Богданова, Н.В. Соколов, В.А. Бородина и
другие подходят к библиотечному общению с
позиции трехкомпонентной структуры
общения.
Интерес представляет
преобразование А.В. Соколовым
математической формулы О
(общение) = А (перцепция)
+ Б (коммуникация) + В
(интеракция) в сложную логическую формулу [5.
С. 47–50].
И.А. Мейжис наиболее глубоко
раскрывает БО в ракурсе трехкомпонентной
структуры общения, понимая под
библиотечным общением «взаимодействие
библиотекарей и пользователей,
обусловленное информационными
потребностями последних» [3.
94]. Это определение раскрывает лишь
один ракурс библиотечного общения:
взаимодействие библиотекаря и пользователя,
исключая взаимодействие между
библиотекарями, межчитательское общение,
взаимодействие библиотекарей с
социальными партнерами и т.п.
При характеристике БО автор
этой статьи взяла за основу структуру
общения В.Н. Мясищева, включающую «три
теснейшим образом взаимосвязанных
компонента – психологическое отражение
участниками друг друга, отношение их друг к
другу и обращение друг с другом» [6].
(Термин отражение В.Н.
Мясищев употребляет в смысле познания.
Когда он говорит об отношении, имеет в виду
характер эмоционального отклика, который
один человек вызывает в другом человеке.
Термин обращение он
употребляет, чтобы выделить особенности
поведения, которые человек демонстрирует
по отношению к другим людям.)
Е.Н. Смолина
опиралась в исследовании БО на концпепцию В.В.
Рыжова о деятельностном подходе, т. е.
субъект-объектную схему анализа с
сохранением субъект-субъектных отношений.
Соединив общение и деятельность в единый
процесс, она создала модель руководства
чтением; выделила в БО два взаимосвязанных
уровня: социально-ролевой («инструментальный»)
и межличностный («предметный») [7].
В качестве содержания общения Е.Н. Смолина
рассмотрела коммуникацию, а в качестве
формы общения – взаимодействие [8].
В интерпретации понятия общение
в психологической литературе 1990-х гг. и
начала нынешнего века нет единообразия. Так,
получила большое распространение
концепция общения Г.М. Андреевой с
трехкомпонентной структурой, включающей
перцептивную сторону (восприятие,
понимание партнера по
взаимодействию), интерактивную сторону (построение
общей стратегии взаимодействия) и
коммуникативную сторону (обмен информацией
между людьми) [9]. В
некоторых словарях в основу общения
положен один компонент этой структуры [10. С. 339].
На компоненте обмен
информацией базируется
библиографическое общение в интерпретации
М.Г. Вохрышевой, под ним она понимает «взаимодействие
людей, содержанием которого является обмен
библиографической информацией» [11. С. 339].
В.В. Дрыбин считает, что
содержанием библиотечного общения
является обмен библиотечной информацией [12.
С. 99]. Пытаясь определить суть библиотечной
информации, он отмечает, что библиотечную
информацию можно рассматривать в отрыве от
библиографической только метафизически,
поскольку последняя «присутствует во всех
видах библиотечной информации как ее
составная часть, выраженная в собственных
формах».
Л.Ф. Красинская вводит в
библиотечную терминосистему понятие
профессиональное
общение библиотекаря, однако не уточняет
его сущность. Ею сделана попытка обосновать
деятельностно-личностный подход к общению [13].
Проанализировав толкование
термина профессиональное библиотечное общение
(ПБО) преимущественно в 1990-е гг., А.Л.
Гончаров пришел к следующему рабочему
определению ПБО: «это процесс
возникновения, развития и прекращения
контактов между субъектами библиотечной
деятельности, которые порождаются
потребностями этой деятельности…» [14.
С. 7]. Далее он рассмотрел ПБО как
коммуникационный процесс, который отражает
субъект-объектный процесс и осуществляется
посредством техно-электронных средств (говоря
современной терминологией, речь идет и о
виртуальном общении) и как
коммуникационный процесс, который в
большей степени, по мнению автора, отражает
субъект-субъектный процесс (речь идет о
традиционном общении). Автор считает, что
правильнее говорить об интеграции этих
процессов и предлагает рассматривать ПБО
как коммуникационно-коммуникативный
процесс. Однако, на мой взгляд,
целесообразно рассматривать
самостоятельно традиционное и виртуальное
общение, что и происходит в специальной
печати последних лет.
В отличие от Л.Ф. Красинской А.Л.
Гончаров выбрал за основу личностно-деятельностный
подход к ПБО и в результате исследования
выявил низкий уровень осознания ПБО как
значимого фактора совершенствования
деятельности библиотеки.
Наряду с
традиционным общением в последние годы
получает разработку виртуальное общение или компьютерно-опосредованное
общение. Е.Д. Жабко определяет его в
рабочем варианте «как многоуровневый
процесс взаимодействия удаленный
пользователь – библиограф, вызванный
потребностями совместной деятельности и
характеризующийся опосредованностью
партнеров по общению». [15.
С. 49]. Таким образом, традиционное и
виртуальное общение объединяют такие
критерии, как процесс взаимодействия и
причины, его побудившие – потребности в
совместной (библиотечной) деятельности.
В конце 1990-х гг. появилось
определение БО в терминологическом словаре
по библиотечному делу [16. С. 22]. Под ним понимается «коммуникация
людей в процессе библиотечного
обслуживания, в том числе библиотекаря с
пользователем, межличностное общение
пользователей и профессиональное общение
библиотекарей».
Следует
заметить, что взаимодействие библиотекаря
с пользователями также является
профессиональным, как и общение
библиотекарей. Кроме того, межличностное
общение читателей не обязательно
выстраивается в ракурсе библиотечного
обслуживания, о чем идет речь в определении.
Библиотечное общение может происходить и с
социальными партнерами библиотеки, с
родителями учеников – пользователей
библиотеки, с другими субъектами, что,
естественно, нецелесообразно
предусматривать и отражать в определении.
Опираясь на
терминологические уточнения понятий общение
в социальной психологии и библиотечное
общение в библиотековедении, предлагаю
свой вариант определения этого термина: библиотечное
общение – взаимодействие людей,
обусловленное их потребностями как в
библиотечной (библиотечно-информационной)
деятельности, так и в межличностных
контактах.
Продолжу логический анализ
понятия БО, попытаюсь операционализировать
его, предварительно сделав краткий экскурс
в разработанность феномена общения в
социальной психологии.
Для этого необходимо
представить некоторые методологические
подходы к общению и его структурированию.
Развивая идеи Б.Д. Парыгина о
составляющих внутренней структуры общения,
Г.М. Андреева предложила выделить
трехкомпонентную структуру [9],
характеристика которой дана выше.
Пересмотрев свои взгляды на
структуру общения, Б.Д. Парыгин счел
целесообразным выделить в ней и другие
компоненты, такие, как понимание и
взаимопонимание партнеров, эмоциональное
отношение друг к другу, сопереживание.
Причем он убежден, что перцептивная сторона
не может считаться однопорядковой стороной,
как две другие, а является одной из
составляющих общения и весьма существенной
[17].
Б.Д. Парыгин подошел к общению
как единству отношения и обращения, считая,
что «содержание человеческих отношений
немыслимо вне способов их выражения, а
восприятие и понимание этого содержания
людьми во многом зависят от того, каковы
способы и средства выражения данного
содержания» [17].
Рассматривая психологические
отношения как одну из форм отражения
человеком окружающей его действительности,
В.Н. Мясищев понимал сущность человека как «ансамбль
общественных отношений». Он считал, что в
общении выражаются отношения человека, что
«общение обусловлено жизненной
необходимостью, но характер, его активность,
размеры определяются отношением». С его
точки зрения, «если разработка проблем
общения без учета отношений не может быть
достаточной, то изучение общения и
отношений без учета обращения невозможно».
По мнению В.Н. Мясищева, обращение формирует
отношение [18].
Подходя к общению как процессу
взаимодействия, В.Н. Мясищев выделил в нем «три
теснейшим образом взаимосвязанных
компонента – психическое отражение
участниками общения друг друга, отношение
их друг к другу и обращение их друг с другом».
(Текст В.Н. Мясищева приводится по книге А.А.
Бодалева [19].)
Основываясь на взглядах
известных психологов на структуру общения,
представляю свой вариант
операционализации понятия общение.
Структура
библиотечного общения

Общение рассматривается с точки
зрения содержания и формы. Отношения
индивидов, с восприятия которых и
начинается общение, предопределяют как
поведение, так и форму обращения их друг к
другу.
Восприятие, познание, понимание
отношений осуществляется посредством речи
(воспринимается, передается контролируемая
сознанием информация об отношении
партнеров друг к другу, а посему не всегда
достоверная) и невербальных средств (передается
и воспринимается отношение к партнеру,
генерируемое на подсознательном, т.е.
неконтролируемом уровне, следовательно,
его содержание более достоверно).
Наряду
с содержанием межличностных отношений
индивиды воспринимают тесно
взаимосвязанные с ними типы взаимодействия,
поведение относительно друг друга, а также
форму отношений, т.е. обращение их друг с
другом.
В зависимости от
диагностических способностей, опыта,
знаний, уровней владения вербальными и
невербальными средствами общения индивиды
смогут распознать состояния Эго друг друга,
виды пристроек, трансакций, типы, уровни,
стили общения, владение психолого-педагогическим
тактом и т.д. и т.п.
В зависимости от восприятия
основных элементов общения индивид тем или
иным образом выстраивает отношения с
партнером, прибегая к различным стратегиям,
тактике поведения и выбирая
соответствующий способ обращения с ним.
Данная структура является
универсальной. Библиотечная специфика
проявляется в каждом структурном
компоненте взаимодействия библиотекарей и
читателей: в восприятии ими друг друга, в
отношениях между ними, в тактике, стратегии
поведения, в выборе формы общения.
Таким образом, в 1980–1990-е гг. шел
активный творческий процесс уточнения
дефиниции библиотечное
общение – одного из базовых понятий в
терминосистеме библиотековедения. Поиск
истины продолжается.
Список литературы
-
Малыхина Т.И. Профессиональное
библиотечное общение: теоретическая
изученность проблемы // Библиотекарь и
читатель: основы современных
взаимоотношений: Сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН
– Новосибирск, 1997. – С. 66–83.
-
Клименкова Н.В.
Проблема общения в руководстве чтением: На
примере Минской ЦБС // Сов.
библиотековедение. – 1983. – № 2. – С. 3–42.
-
Мейжис И.А.
Социально-психологические основы
библиотечного обслуживания: Учеб. пособие.
– Николаев, 1994. – 192 с.
-
Чачко А.С.
Развивающаяся библиотека в информационном
обществе: Науч.-метод. пособие. – М.: Либерея,
2004. – 88 с.
-
Соколов А.В.
Метатеория социальной коммуникации. – СПб.:
РНБ. 2001. – С. 47–50.
-
Езова С.А.
Библиотечное общение / Вост.-Сиб. гос. ин-т
культуры. –Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1990. – 68 с.
-
Смолина Е.В.
Общение как фактор эффективности
индивидуальной работы с читателями.
Автореф. дис... канд. пед. наук. – Л. – 1998. – 16
с.
-
Смолина Е.В.
Теоретико-методологические основы
изучения общения в библиотеке: Аналит.
обзор. – Л., 1989. – 58 с. (Препр. / Б-ка АН СССР, №
9).
-
Андреева Г.М.
Социальная психология: Учеб. для вузов. – М.:
Аспект пресс, 1998. – 376 с.
-
Большой
психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.
Мещерякова, В. Зинченко, – СПб: прайм –
ЕВРОЗНАК, 2003, – 672 с. (Проект «Психологическая
энциклопедия»).
-
Вохрышева М.Г.
Теория библиографии: Учеб. пособие / М.Г.
Вохрышева. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. – 368 с.
-
Дрыбин В.В.
Библиотечное общение // Библиография. – 2002.
– № 2. – С. 97–99.
-
Красинская Л.Ф.
Профессиональное общение библиотекаря:
психолого-педагогический аспект. Автореф.
дис... канд. пед. наук. – М., 1993. – 16 с.
-
Гончаров А.Л.
Теоретико-методологические основы
изучения профессионального библиотечного
общения. Автореф. дис... канд. пед. наук. СПб,
1998. – 16 с.
-
Жабко Е.Д.
Интернет как среда виртуального общения //
Библиотековедение. – 2003. – № 4. – С. 45–50.
-
Библиотечное
дело. Терминологический словарь. – М., 1997. –
С. 22.
-
Парыгин Б.Д.
Анатомия общения: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во
Михайлова В.А., 1999. – 301 с.
-
Мясищев В.Н.
Психология отношений. Под ред. А.А. Бодалева
/ Вступ. ст. А.А. Бодалева – М.: Изд-во Ин-та
практ. психологии; Воронеж: МПО «МОДЭК», 1995.
– 356 с.
-
Бодалев А.А.
Восприятие и понимание человека человеком.
–М.: Изд-во МГУ, 1982. – 199 с.
|