Научные и технические библиотеки №2 2008 год
Содержание:

14-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2007»

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р.Проблемы библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Крымских форумах

Кузнецова Т. Я.Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ: новые задачи непрерывного профессионального образования

Гендина Н. И.Высшая библиотечно-информационная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников

Кудрина Е. Л. Повышение качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля в контексте социального партнерства вуза с библиотеками региона

Гришина С. М. Перспективы библиотечной профессии в малых городах: к проблеме библиотечных кадров в городах-спутниках мегаполисов

Скнарь В. К. Библиотечно-информационное образование Украины в процессе инновационного развития

Кузьмин Е. И., Мурована Т. А., Ершова Т. В. Информационно-образовательный портал «Культура и искусство»: на пути к эффективному образованию

Секция «Информационный рынок и формирование фондов»

Петрусенко Т. В. Интеграционные подходы к организации процессов комплектования в национальной библиотеке

Цветкова В. А., Полунина Т. К. Доступность научной литературы: тиражи и потребности

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Направления работы Экологической секции на Крымском форуме1

Сибирцева Е. А., Левицкая Л. В., Карауш А. С. Региональные электронные информационные ресурсы по экологии: доступ расширяется

Меркешкина Л. В. Информационные ресурсы региона: содействие научной и исследовательской деятельности в области экологии. Из опыта работы Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева

Бычкова Е. Ф., Кондрашева И. Ю. Реферативная БД «Экология: наука и технологии» – важная часть электронной библиотеки ГПНТБ России по экологии

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Воройский Ф. С., Колосов К. А. Основные технологические принципы разработки электронных библиотек гуманитарных вузов России

Сороколетова Н. В., Трубчанинова Г. А. Методика создания сводного электронного каталога периодических изданий в библиотеках Белгородской области

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами. (Продолжение)


Е. Ф. Бычкова

ГПНТБ России

Направления работы Экологической секции
на Крымском форуме

Вопросы доступности экологической информации в настоящее время обсуждаются так же активно, как и вопросы экологии вообще. Однако если юристов-экологов интересует, например, правовая сторона вопроса, ученых – содержание экологической информации, то на библиотечных конференциях обсуждаются скорее технологии доступа к этой информации, или, еще точнее, – способ организации экологической информации (ЭИ) таким образом, чтобы каждый читатель библиотеки имел возможность получить полную и достоверную информацию, пользуясь ресурсами как своей библиотеки, так и удаленными ресурсами ее партнеров. Для этого необходима совместная – скоординированная – деятельность библиотек.

Подобные вопросы обсуждаются и решаются на секции «Экологическая информация и экологическая культура», которая ежегодно, начиная с 2000 г., работает на Международной конференции «Крым».

В программу работы секции на Конференции «Крым–2007» вошли доклады, дискуссия о роли библиотек в обществе устойчивого развития, «круглый стол»«Ярмарка идей для работы по экологическому просвещению детей и взрослых»; проведены презентации реферативной БД ГПНТБ России «Экология: наука и технология» и совместного проекта Комитета по экологии Государственной Думы Федерального собрания РФ, Экологического движения конкретных дел (ЭДКД) и ГПНТБ России по распространению текста Государственного доклада о состоянии окружающей среды (ОС).

Председатель секции В. В. Сударенков, председатель подкомитета по культуре Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального Собрания РФ, во вступительном слове отметил роль ЭИ и экологического контроля, в частности для сохранения ОС. Сопредседатель секции Э. В. Гирусов, заведующий кафедрой философии РАН, подчеркнул роль библиотек в экологическом образовании и просвещении населения.

Анализ выступлений участников работы секции позволяет очертить круг поднятых проблем. Прежде всего – это актуальные проблемы экологии вообще («Общественный экологический контроль: состояние и пути усовершенствования» – доклад В. В. Сударенкова).

Вопросы, связанные с профессиональным образованием библиотекарей, освещены в докладеТ. Я. Кузнецовой, зав. кафедрой библиотековедения и информатики Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) «Экологическое образование библиотечных кадров». Отмечено, что специальная подготовка библиотекарей-экологов с каждым годом становится все более необходимой. Ежегодно с 2002 г. на базе Центра экологической культуры совместно с АПРИКТ проводится семинар "Библиотека как центр экологической информации и культуры". С 2005 г. семинарполучил статус межгосударственной библиотечной школы-семинара «Экологическая информация и просвещение в интересах устойчивого развития».

Организаторами школы-семинара 2005–2006 гг. выступили Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", АПРИКТ, Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры на базе Российской государственной юношеской библиотеки.

Программа школы-семинара включает теоретические и практические занятия (104 академических часа). Прошедшим обучение выдаются свидетельства АПРИКТ о присвоении квалификации библиотекаря-эколога. (Свидетельство является государственным документом о повышении квалификации.)

В 2007 г. АПРИКТ осуществила набор первой группы учащихся по специальности библиотекарь-эколог. Форма обучения очно-заочная. Курс рассчитан на два года. Объем очных теоретических и практических занятий – 2000 академических часов. По окончании обучения выдается диплом о дополнительном образовании.

Вопросам экологического воспитания посвящен доклад преподавателя С.-Петербургского библиотечного техникума Л. С. Беркутовой «Информационные технологии и междисциплинарные связи в преподавании экологии». Развитию творческих способностей студентов помогает активный поиск и внедрение инновационных нестандартных подходов в обучении, творческих заданий. Взаимосвязь между предметами осуществляется в форме объединенных занятий по двум или нескольким предметам (например интегрированное занятие по экологии и культурологии).

Базовой основой организации современного образовательного процесса является широкое использование компьютерных технологий во всех формах обучения студентов средних специальных учебных заведений. Все лекции курса «Экологические основы природопользования» сопровождаются компьютерными презентациями. В ходе выполнения практических работ для разыскания экологической информации будущие специалисты знакомятся с сайтами крупнейших библиотек, аккумулирующих экологические ресурсы. Работа направлена на формирование у студентов знаний и практического опыта применения компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

В целом в докладе дана характеристика особенностей использования новых технологий в формировании экологического самосознания студента, рассмотрено влияние интегрированных уроков на повышение уровня образовательного процесса в ссузе.

Электронные ресурсы по экологии занимают все больше места в фондах библиотек. Этот аспект отражен в докладе Л. В. Меркешкиной, главного библиотекаря Областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева (Брянск), «Информационные ресурсы региона: содействие научной и исследовательской деятельности в области экологии. Из опыта работы Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева» (доклад опубликован далее в этом номере). Веб-сайт Информационно-экологического центра Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева: www.eco.scilib.debryansk.ru.

Региональным электронным информационным ресурсам по экологии был посвящен и доклад «Региональные электронные информационные ресурсы по экологии: доступ расширяется» (авторы доклада Е. А. Сибир­цева, Л. В. Левицкая, А. С. Карауш, Муниципальная информационная библиотечная система, Томск; с докладом выступила директор библиотеки «Северная» МИБС г. Томска Е. А. Сибирцева).

В докладе представлены этапы создания и функционирования регионального электронного экологического ресурса «Томская экологическая страница», доступного через Интернет, и содержание информационных разделов сайта. Освещена работа библиотеки «Северной» МИБС г. Томска по формированию и предоставлению пользователям экологических ресурсов (доклад опубликован далее).

О. В. Соцков, зам. директора Областной универсальной научной библиотеки им. А. М. Горького (Луганск, Украина), в докладе «Экологическое просвещение и информирование населения в библиотеках Луганщины: состояние и перспективы» рассказал о системе экологического просвещения и информирования в библиотеках Луганской области; затронул вопрос создания общенациональной целевой программы экологического образования, формирования эколого-краеведческих баз данных. (В Материалах Конференции «Крым–2007» доклад представлен на украинском языке.)

Каждый год на секции рассматривается одно из наиболее важных направлений – работа библиотек по воспитанию экологической культуры населения. Этому были посвящены два доклада. Первый – сотрудницы Всероссийского библиотечного научно-методического центра экологической культуры, заместителя заведующего отделом культуры Российской государственной юношеской библиотеки Н. Ф. Церцек «Библиотеки и экологическая культура: информация – знания – действия».

В докладе подчеркнуто, что библиотеки как социальные институты культуры и образования играют неоценимую роль и в деле экологического просвещения всех слоев населения – от мала до велика. Экологическое просвещение и формирование экологической культуры каждого человека и общества в целом – основополагающая компонента всей деятельности по охране окружающей среды, оздоровлению экологической ситуации во всех регионах Российской Федерации, а в конечном итоге – в социально-экономическом устойчивом развитии общества и природы.

Второй доклад на эту тему представила С. А. Капранова, директор ЦБС для детей г. Севастополя (содокладчик – Н. В. Сальникова). Она рассказала об опыте работы ЦБС по созданию и реализации экологических проектов, об участии в системе непрерывного экологического образования населения города. Коллектив ЦБС выбрал экологию одним из приоритетных направленийсвоей деятельности, разработал и реализует ряд экологических партнерских проектов, таких, как«Создание Орхусского информационно-тренингового центра “СЕВЭКОИНФОРМ”» (2007 г.), «Вода для жизни» (2006–2008 гг.), «Создание корпоративного портала “Экология. ЭкоТаврика. ЭкоЛогика”» (с 2002 г.), «Экология. Творчество. Дети» (2002–2005 гг.; авторская программа для читателей младшего возраста «Мир живой природы» рассчитана на 3 года).

В рамках работы секции представлен проект электроннойбиблиотеки поэкологии,цель которогообъединение всех локальных электронных ресурсов по экологии в удобной для читателя форме в единый ресурс ЭИ с обеспечением поиска по всему его массиву; проведена презентация диска «Реферативная аннотированная БД “Экология: наука и технология”». (Работа по созданию и наполнению этой БД освещена в докладе сотрудниц ГПНТБ России Е. Ф. Бычковой и И. Ю. Кондрашевой, который опубликован далее. – Ред.)

В рамках секции состоялась дискуссия на тему «Роль библиотек в обществе устойчивого развития. Экологическая культура как высшая форма гуманизма». В ней приняли участие президент Американской библиотечной ассоциации в 2002–2003 гг. Морис Фридман (Maurice Freedman), Э. В. Гирусов, профессор А. Г. Гейн (Центр повышения квалификации «Центр "Учебная книга”», Екатеринбург).

Собственно, никто не отрицает, что роль библиотек в обществе и тем более в обществе устойчивого развития, о котором сейчас много говорят как о единственно возможном способе существования цивилизации в условиях экологического кризиса, очень велика. Однако в ходе дискуссии выяснилось, что существует несколько принципиально разных подходов в понимании этой роли.

Подход 1. Библиотека сама по себе есть устойчивая система, которая, выполняя свои функции, является залогом устойчивого развития общества. Как хранители знаний и как место работы специалистов в области информации, обладающих широкими знаниями и опытом использования информационных ресурсов на различных носителях, библиотеки должны играть центральную роль в обеспечении устойчивого развития общества. А для этого библиотеки должны четко понимать экологию информации, ее значение для самих библиотек и выполнения ими своей миссии.

Экология информации расширяет сферу действий библиотек. Для библиотек – это «система людей, методов работы, ценностей и технологий в конкретной среде».

Подход 2.Традиционное понимание роли библиотеки какинститута, обеспечивающего доступ к экологической информации и занимающегося экологическим просвещением и воспитанием экологической культуры населения. Доклады, представленные на секции, отражают именно этот подход.

Подход 3. Экология информации – человеческая психика рассматривается как «ресурс, который требует восстановления». Существуют законы психической жизни, которые, как и законы природы, нельзя нарушать во избежание «катаклизмов» духа – более разрушительных, чем стихийные бедствия. В данном случае роль библиотек, стоящих на страже экологии информации, экологии чтения, также очевидна.

Определение этих подходов позволяет библиотекарям шире взглянуть на место библиотек в современном обществе, где все больше вопросов рассматриваются и решаются именно с точки зрения устойчивого развития.

В наше время деятельность природоохранных организаций постепенно становится не борьбой, возможно, немного странных, но в целом симпатичных движений, а формой общественной борьбы (например, проходящие во всем мире «полиэтиленовые бойкоты», «дни без бензина» и др.).

В такой ситуации и библиотеки должны быть не только в курсе этих движений, но и предлагать новые социально значимые и эффективные проекты. Знакомству с формами и методами работы библиотек в области экологического воспитания, а также обсуждению новых библиотечных проектов был посвящен «круглый стол» «Ярмарка идей для работы по экологическому просвещению детей и взрослых» – специальное совместное мероприятие двух секций – «Экологическая информация и экологическая культура» и «Формирование информационной грамотности у детей и юношества».

Специальными дипломами отмечены лучшие идеи:

  • проект «Дельфиния: дельфин и я» ЦБС для детей г. Севастополя – номинация «Самая яркая идея»;
  • проект «Спасение Кинбурнской косы» ЦБС для детей г. Николаева – номинация «Самый социально эффективный проект»;
  • учебный курс «Экология своими руками», автор – Лиля Михайловна Поддубко (Межшкольный центр г. Никополь) – номинация «Свежий взгляд».

Организаторы «круглого стола» – газета «Библиотека в школе» и ГПНТБ России – предлагают создать общий банк идей по проведению мероприятий экологической тематики в библиотеках. Все представленные идеи будут размещены в экологическом разделе сайта ГПНТБ России (ecology.gpntb.ru), а самые интересные – опубликованы в газете «Библиотека в школе» или в журнале «Научные и технические библиотеки».

Дополнительную информацию можно получить по тел. (495) 623-41-24, email: bef@gpntb.ru; организатор секции «Экологическая информация и экологическая культура» Елена Феликсовна Бычкова.

  
На главную