Е. Ф. Бычкова
ГПНТБ России
Направления работы Экологической секции
на Крымском форуме
Вопросы доступности экологической информации в настоящее
время обсуждаются так же активно, как и вопросы экологии вообще. Однако если юристов-экологов интересует, например, правовая
сторона вопроса, ученых – содержание экологической информации, то на
библиотечных конференциях обсуждаются скорее технологии доступа к этой
информации, или, еще точнее, – способ организации экологической информации (ЭИ)
таким образом, чтобы каждый читатель библиотеки имел возможность получить полную
и достоверную информацию, пользуясь ресурсами как своей библиотеки, так и
удаленными ресурсами ее партнеров. Для этого необходима совместная –
скоординированная – деятельность библиотек.
Подобные вопросы обсуждаются и решаются на секции
«Экологическая информация и экологическая культура», которая ежегодно, начиная
с 2000 г., работает на Международной конференции «Крым».
В программу работы секции на Конференции «Крым–2007» вошли
доклады, дискуссия о роли библиотек в обществе устойчивого развития, «круглый
стол»«Ярмарка идей для работы по
экологическому просвещению детей и взрослых»; проведены презентации реферативной БД ГПНТБ России «Экология: наука и технология» и
совместного проекта Комитета по экологии Государственной Думы Федерального
собрания РФ, Экологического движения конкретных дел (ЭДКД) и ГПНТБ России по
распространению текста Государственного доклада о состоянии окружающей среды
(ОС).
Председатель секции В. В. Сударенков, председатель подкомитета по культуре Комитета по науке, культуре,
образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального Собрания
РФ, во вступительном слове отметил роль ЭИ и экологического контроля, в
частности для сохранения ОС. Сопредседатель секции Э. В. Гирусов, заведующий кафедрой философии РАН, подчеркнул роль библиотек
в экологическом образовании и просвещении населения.
Анализ выступлений участников работы
секции позволяет очертить круг поднятых проблем. Прежде всего – это
актуальные проблемы экологии вообще («Общественный
экологический контроль: состояние и пути усовершенствования» – доклад
В. В. Сударенкова).
Вопросы, связанные с профессиональным образованием
библиотекарей, освещены в докладеТ. Я. Кузнецовой,
зав. кафедрой библиотековедения и информатики Академии переподготовки
работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) «Экологическое образование библиотечных
кадров». Отмечено, что специальная подготовка
библиотекарей-экологов с каждым годом становится все более необходимой. Ежегодно
с 2002 г. на базе Центра
экологической культуры совместно с АПРИКТ проводится семинар "Библиотека
как центр экологической информации и культуры". С 2005 г. семинарполучил статус межгосударственной
библиотечной школы-семинара «Экологическая информация и просвещение в интересах
устойчивого развития».
Организаторами школы-семинара 2005–2006 гг. выступили
Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский комитет Программы
ЮНЕСКО "Информация для всех", АПРИКТ, Всероссийский библиотечный
научно-методический центр экологической культуры на базе Российской государственной
юношеской библиотеки.
Программа школы-семинара включает теоретические и
практические занятия (104 академических часа). Прошедшим обучение выдаются
свидетельства АПРИКТ о присвоении квалификации библиотекаря-эколога.
(Свидетельство является государственным документом о повышении квалификации.)
В 2007 г. АПРИКТ осуществила набор первой группы
учащихся по специальности библиотекарь-эколог. Форма обучения очно-заочная.
Курс рассчитан на два года. Объем очных
теоретических и практических занятий – 2000 академических часов. По
окончании обучения выдается диплом о дополнительном образовании.
Вопросам экологического воспитания посвящен доклад
преподавателя С.-Петербургского библиотечного техникума Л. С. Беркутовой «Информационные
технологии и междисциплинарные связи в преподавании экологии». Развитию
творческих способностей студентов помогает активный поиск и внедрение
инновационных нестандартных подходов в обучении, творческих заданий.
Взаимосвязь между предметами осуществляется в форме объединенных занятий по
двум или нескольким предметам (например интегрированное занятие по экологии и
культурологии).
Базовой основой организации современного образовательного
процесса является широкое использование компьютерных технологий во всех формах
обучения студентов средних специальных учебных заведений. Все лекции курса
«Экологические основы природопользования» сопровождаются компьютерными
презентациями. В ходе выполнения практических работ для разыскания
экологической информации будущие специалисты знакомятся с сайтами крупнейших
библиотек, аккумулирующих экологические ресурсы. Работа направлена на
формирование у студентов знаний и практического опыта применения компьютерных
технологий в будущей профессиональной деятельности.
В целом в докладе дана характеристика особенностей
использования новых технологий в формировании экологического самосознания
студента, рассмотрено влияние интегрированных уроков на повышение уровня
образовательного процесса в ссузе.
Электронные ресурсы по экологии занимают все больше места в
фондах библиотек. Этот аспект отражен в докладе Л. В. Меркешкиной, главного
библиотекаря Областной научной универсальной библиотеки им.
Ф. И. Тютчева (Брянск), «Информационные ресурсы региона: содействие
научной и исследовательской деятельности в области экологии. Из опыта работы
Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева» (доклад опубликован далее в этом
номере). Веб-сайт Информационно-экологического центра Брянской ОНУБ им.
Ф. И. Тютчева: www.eco.scilib.debryansk.ru.
Региональным электронным информационным ресурсам по экологии
был посвящен и доклад «Региональные
электронные информационные ресурсы по экологии: доступ расширяется» (авторы
доклада Е. А. Сибирцева,
Л. В. Левицкая, А. С. Карауш, Муниципальная
информационная библиотечная система, Томск; с докладом выступила директор
библиотеки «Северная» МИБС г. Томска Е. А. Сибирцева).
В докладе представлены этапы создания и функционирования
регионального электронного экологического ресурса «Томская экологическая
страница», доступного через Интернет, и содержание информационных разделов
сайта. Освещена работа библиотеки «Северной» МИБС г. Томска по
формированию и предоставлению пользователям экологических ресурсов (доклад
опубликован далее).
О. В. Соцков,
зам. директора Областной универсальной научной библиотеки им.
А. М. Горького (Луганск, Украина), в докладе «Экологическое просвещение и
информирование населения в библиотеках Луганщины: состояние и перспективы»
рассказал о системе экологического просвещения и информирования в библиотеках
Луганской области; затронул вопрос создания общенациональной целевой программы
экологического образования, формирования эколого-краеведческих баз данных. (В
Материалах Конференции «Крым–2007» доклад представлен на украинском языке.)
Каждый год на секции рассматривается одно из наиболее важных
направлений – работа библиотек по воспитанию экологической
культуры населения. Этому были посвящены два доклада. Первый – сотрудницы
Всероссийского библиотечного научно-методического центра экологической
культуры, заместителя заведующего отделом культуры Российской государственной
юношеской библиотеки Н. Ф. Церцек
«Библиотеки и экологическая культура:
информация – знания – действия».
В докладе подчеркнуто, что библиотеки
как социальные институты культуры и образования играют неоценимую роль и в деле
экологического просвещения всех слоев населения – от мала до велика.
Экологическое просвещение и формирование экологической культуры каждого
человека и общества в целом – основополагающая компонента всей деятельности по
охране окружающей среды, оздоровлению экологической ситуации во всех регионах
Российской Федерации, а в конечном итоге – в социально-экономическом устойчивом
развитии общества и природы.
Второй доклад на эту тему представила С. А. Капранова, директор ЦБС для детей
г. Севастополя (содокладчик – Н. В. Сальникова).
Она рассказала об опыте работы ЦБС по созданию и реализации экологических
проектов, об участии в системе непрерывного экологического образования
населения города. Коллектив ЦБС выбрал экологию одним из приоритетных
направленийсвоей деятельности,
разработал и реализует ряд экологических партнерских проектов, таких, как«Создание Орхусского информационно-тренингового
центра “СЕВЭКОИНФОРМ”» (2007 г.), «Вода для жизни» (2006–2008 гг.),
«Создание корпоративного портала “Экология. ЭкоТаврика. ЭкоЛогика”» (с
2002 г.), «Экология. Творчество. Дети» (2002–2005 гг.; авторская
программа для читателей младшего возраста «Мир живой природы» рассчитана на 3
года).
В рамках работы секции представлен проект электроннойбиблиотеки поэкологии,цель которого – объединение всех локальных
электронных ресурсов по экологии в удобной для читателя форме в единый ресурс
ЭИ с обеспечением поиска по всему его массиву; проведена презентация диска
«Реферативная аннотированная БД “Экология: наука и технология”». (Работа по
созданию и наполнению этой БД освещена в докладе сотрудниц ГПНТБ России
Е. Ф. Бычковой и И. Ю. Кондрашевой, который опубликован
далее. – Ред.)
В рамках секции состоялась дискуссия на тему «Роль
библиотек в обществе устойчивого развития. Экологическая культура как высшая
форма гуманизма». В ней приняли участие президент
Американской библиотечной ассоциации в 2002–2003 гг. Морис Фридман (Maurice Freedman),
Э. В. Гирусов, профессор А. Г. Гейн (Центр повышения
квалификации «Центр "Учебная книга”», Екатеринбург).
Собственно, никто не отрицает, что роль
библиотек в обществе и тем более в обществе устойчивого развития, о котором
сейчас много говорят как о единственно возможном способе существования
цивилизации в условиях экологического кризиса, очень велика. Однако в ходе
дискуссии выяснилось, что существует несколько принципиально разных подходов в
понимании этой роли.
Подход 1.
Библиотека сама по себе есть устойчивая система, которая, выполняя свои
функции, является залогом устойчивого развития общества. Как хранители знаний и
как место работы специалистов в области информации, обладающих широкими
знаниями и опытом использования информационных ресурсов на различных носителях,
библиотеки должны играть центральную роль в обеспечении устойчивого развития
общества. А для этого библиотеки должны четко понимать экологию информации, ее значение для самих библиотек и выполнения
ими своей миссии.
Экология информации расширяет сферу действий библиотек. Для
библиотек – это «система людей, методов работы, ценностей и технологий в конкретной
среде».
Подход
2.Традиционное понимание роли
библиотеки какинститута,
обеспечивающего доступ к экологической информации и занимающегося экологическим просвещением и воспитанием
экологической культуры населения. Доклады, представленные на секции, отражают
именно этот подход.
Подход 3. Экология
информации – человеческая психика рассматривается как «ресурс, который требует
восстановления». Существуют законы психической жизни, которые, как и законы
природы, нельзя нарушать во избежание «катаклизмов» духа – более
разрушительных, чем стихийные бедствия. В данном случае роль библиотек, стоящих
на страже экологии информации, экологии чтения, также очевидна.
Определение этих подходов позволяет библиотекарям шире
взглянуть на место библиотек в современном обществе, где все больше вопросов
рассматриваются и решаются именно с точки зрения устойчивого развития.
В наше время деятельность природоохранных организаций
постепенно становится не борьбой, возможно, немного странных, но в целом симпатичных
движений, а формой общественной борьбы (например, проходящие во всем мире
«полиэтиленовые бойкоты», «дни без бензина» и др.).
В такой ситуации и библиотеки должны быть не только в курсе
этих движений, но и предлагать новые социально значимые и эффективные проекты.
Знакомству с формами и методами работы библиотек в области экологического
воспитания, а также обсуждению новых библиотечных проектов был посвящен
«круглый стол» «Ярмарка идей для работы по экологическому просвещению детей и
взрослых» – специальное совместное мероприятие
двух секций – «Экологическая информация и экологическая культура» и
«Формирование информационной грамотности у детей и юношества».
Специальными дипломами отмечены лучшие идеи:
- проект «Дельфиния: дельфин и я» ЦБС для детей
г. Севастополя – номинация «Самая яркая идея»;
- проект «Спасение Кинбурнской косы» ЦБС для детей
г. Николаева – номинация «Самый социально эффективный проект»;
- учебный курс «Экология своими руками», автор – Лиля
Михайловна Поддубко (Межшкольный центр г. Никополь) – номинация «Свежий
взгляд».
Организаторы «круглого стола» – газета «Библиотека в школе»
и ГПНТБ России – предлагают создать общий
банк идей по проведению мероприятий экологической тематики в библиотеках.
Все представленные идеи будут размещены в экологическом разделе сайта ГПНТБ
России (ecology.gpntb.ru), а самые интересные – опубликованы в
газете «Библиотека в школе» или в журнале «Научные и технические библиотеки».
Дополнительную информацию можно получить по тел. (495)
623-41-24, email: bef@gpntb.ru; организатор секции
«Экологическая информация и экологическая культура» Елена Феликсовна Бычкова.
|