
Автоматизированные
библиотечно-информационные системы и технологии,
системы автоматизации библиотек
У 2914
1. Белова, Е. А. Мир
компьютерных технологий – наш выбор и дорога в будущее / Е. А. Белова //
Справ. рук. учреждения культуры. – 2012. – № 12. – С. 7–14.
Понимание того, что использование
компьютерных технологий в работе библиотек способствует ускорению процесса
поиска информации, повышению качества обслуживания, привлечению большего
количества пользователей, увеличению конкурентоспособности среди библиотек, с
одной стороны, и тот факт, что пока ещё далеко не все библиотеки имеют
компьютерное оборудование, и есть та противоречивая ситуация, проблема, на
решение которой рассчитан данный проект. Надо отметить, что, по данным
статистической отчетности и мониторинга, подобная ситуация сложилась абсолютно
во всех сельских библиотеках России. Предлагается анализ ситуации на примере
МУК "МЦБС" Хвойнинского муниципального района Новгородской области с 1997 г.
по настоящее время. Предложены методы осуществления проекта, определены его
цели и задачи. Приведена статистика компьютеризации библиотек по области.
Р 2923
2. Булычева, О. С. Развитие
направления разработки программных продуктов фирмы "1C" для автоматизации
деятельности библиотек образовательных учреждений / О. С. Булычева //
Информатика и образование. – 2012. – № 6. – С. 23–26. – Библиогр.: 5 назв.
Рассмотрены задачи и перспективы автоматизации деятельности библиотек.
Приведены ключевые аспекты и характеристики программных продуктов, выпускаемых
фирмой "1C" для автоматизации деятельности библиотек учреждений образования.
Особое внимание уделено новой мультипликативной автоматизированной
информационно-библиотечной системе (АИБС) "1C:Библиотека", предложенной
разработчиками в прошлом году. Отмечено, что АИБС "1С:Библиотека"
универсальна, позволяет управлять различными информационными ресурсами в
библиотеках любого типа и вида, в том числе в библиотеках образовательных
учреждений, легко настраивается под объем фонда, количество и состав
сотрудников библиотеки, задачи библиотеки. Возможность масштабирования, т. е.
расширения (или – при необходимости – сужения) автоматизируемых функций и
процессов позволяет использовать программный продукт в библиотеках
образовательных учреждений разного уровня – школы, колледжа, вуза.
У 3775
3. Кириченко, М. Г. Информационные технологии в работе
Ненецкой центральной библиотеки им. А. И. Пичкова / М. Г. Кириченко //
Медиатека и мир. – 2012. – № 4. – С. 30–32.
Освещается опыт работы библиотеки по развитию и активному
внедрению новых информационных технологий.
Р 2227
4. Лобузина, Е. В. Интернет-комплекс научной библиотеки
как средство интеграции информационных ресурсов / Е. В. Лобузина // Науч. и
техн. б-ки. – 2012. – № 12. – С. 20–27. – Библиогр.: 14 назв.
Проведён анализ современных
программных средств и платформ, предназначенных для решения проблем интеграции
распределённых и гетерогенных библиотечных электронных информационных
ресурсов. Предложены методические и технологические решения для создания
специализированных интернет-комплексов с расширенными поисковыми возможностями.
Р 325
5. Матвеева, И. Ю. Электронный сервис в библиотеке :
вопросы содержания и организации / И. Ю. Матвеева // Библиография. – 2012. – №
6. – С. 17–22.
Рассмотрена сущность, структура и требования к организации
электронных библиотечно-библиографических сервисов. Особое внимание уделено
обоснованию модели виртуального обслуживания, организованного посредством
единого электронного ресурса.
Р 2923
6. Небоженко, М. М. Информационно-методические ресурсы
библиотеки Ростовского института повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования / М. М. Небоженко // Информатика и
образование. – 2012. – № 7. – С. 33–35.
Рассмотрена деятельность
библиотеки по формированию комплекса информационных ресурсов, направленных на
поддержку образовательной деятельности.
У 2528
7. Петрова, Н. П. Совершенствование систем интеграции
научно-информационных ресурсов / Н. П. Петрова // Наукоемкие технологии. –
2012. – Т. 13, № 11: журн. Череповец. воен. инж. ин-та радиоэлектроники. – С.
37–40. – Библиогр.: 8 назв.
Рассмотрен подход к
систематизации научной информации и интеграции научно-информационных ресурсов,
базирующийся на принципах функционирования автоматизированных информационных
систем и использовании специализированных указателей научных трудов. Особое
внимание уделено ряду автоматизированных информационных систем, в частности,
автоматизированным библиотечным информационным системам (АБИС).
Р 2227
8. Ракитская, Л. М. Лекция-тренинг – эффективная форма
обучения пользователей поиску документов в справочно-правовых системах. (Опыт
Центра правовой информации РГБ) / Л. М.
Ракитская // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 12. – С. 5–12. – Библиогр.:
8 назв.
Освещён современный подход к
поиску законодательной информации – использованию электронных
справочно-правовых систем. В качестве примера рассмотрена СПС "Консультант
Плюс" как наиболее удобная и простая в освоении. За основу процесса обучения
взят тренинг – метод получения знаний практическим путём.
У 3779
9. Хакимова, Е. В. Автоматизированная система
комплектования книжного фонда для обеспечения учебного процесса высшего
учебного заведения / Е. В. Хакимова, Е. А. Эрман, О. В. Щербинина // Прикасп.
журн.: упр. и высокие технологии. – 2012. – № 3 (19). – С. 36–40. – Библиогр.:
6 назв.
Описывается система комплектования книжного фонда на основе
экспертных оценок с применением механизмов автоматического определения степени
компетентности экспертов. Для формирования фонда библиотеки необходимы новые
подходы к решению традиционных проблем в области управления формированием и
использованием библиотечных фондов. Быстрая смена приоритетов в информационных
потребностях учёных и специалистов требует оперативного изменения
тематического плана комплектования библиотек. Описаны подходы, основанные на
привлечении пользователей к процессу
оценки изданий, предлагаемых книжным рынком и учете этих оценок при решении
вопроса о заказе и приобретении конкретного издания для библиотеки. Показана
целесообразность использования адаптированных механизмов метода экспертных
оценок для ранжирования книжного фонда в рамках дисциплин. Решить эту задачу
можно как с помощью метода непосредственной оценки, так и путем обработки
оценок экспертов. Приведены основные функции автоматизированной системы
комплектования книжного фонда, описаны категории пользователей приложения.
См. также № 18.
|