Home page | Каталоги и базы данных |
Библиотечное обслуживание пользователей информации |
УДК 025.22:021.851 Еронина Е.А. Новые возможности службы МБА и доставки документов в связи с созданием Российского центра корпоративной каталогизации В статье рассматриваются некоторые подходы при осмыслении деятельности МБА в рамках каталогизационного центра по типу OCLC в России. Работы по проектированию Российского центра корпоративной каталогизации - российского варианта OCLC - были начаты в сентябре 1995г. по инициативе Управления по делам библиотек Министерства культуры России в рамках деятельности Межведомственной экспертной группы по проблемам информатизации библиотек России. Создание в России каталогизационного центра по типу OCLC в первую очередь ориентировано на корпоративную каталогизацию и формирование единого информационного массива для национальной библиографии. Кроме того, он должен взять на себя функции по реализации совместимости с зарубежными системами и коммуникационного центра для многостороннего обмена библиографическими данными и другой информации. Несмотря на то, что, безусловно, главным при реализации данного проекта будет решение задачи единой каталогизации отечественных первоисточников и предоставление возможности использования готовых каталогизационных описаний зарубежных документов, он открывает новые перспективы в обслуживании пользователей. Система информационного обслуживания пользователей Центра включает в себя следующие подсистемы:
Разработчики раздела Проекта "Информационное обслуживание пользователей" предлагают следующую схему функционирования системы обслуживания службой доставки документов и МБА:
Абонент формирует заказ и направляет его в службу МБА и ДД библиотеки-фондодержателя или Единый центр МБА и ДД. В случае, если локальная служба МБА по каким-то причинам (книга занята, очередь и т.д.) не может сама выполнить заказ, она передает его в ЕЦ. Менеджер ЕЦ определяет оптимальный путь выполнения полученного запроса:
После принятия решения менеджер направляет заказчику сообщение о судьбе запроса и следит за сроками его выполнения. Выполнив запрос, библиотека-фондодержатель в зависимости от ее возможностей поступает следующим образом:
Предполагается, что обслуживание будет платным и на договорной основе. На следующих этапах проектирования будут определены цены на все виды услуг МБА и ДД, разработан бланк-заказ и определена система взаиморасчетов. |
Copyright © 1995-99 ГПНТБ России |