Home page | Каталоги и базы данных

025:65.011.56

Шрайберг Я. Л.,

Маршак Б. И.,

Воройский Ф. С.

О Разработке Федеральной целевой программы
“Электронные библиотеки России (ЭБР)”

Излагаются основные направления и результаты развития программных и аппаратных средств в последнее десятилетие. На основании анализа данных, связанных с динамикой совершенствования элементной базы вычислительной техники методом экстраполяции прогнозируются её основные параметры до 2010 г. Отмечается, что указанные изменения позволят реализовать новые возможности в библиотечно-информационной технологии, приведут к новым формам обслуживания читателей и повысят требования как к деятельности библиотек, так и к квалификации библиотечных работников. Отмечаются основные проблемы подготовки библиотек России к переходу на технологию XXI века и предлагаются некоторые пути их решения.

По поручению Правительства Российской Федерации от 20.02.99 г. и от 24.05.99 г. Министерство науки и технической политики Российской Федерации (Миннауки России) совместно с Министерством Культуры Российской Федерации (Минкультуры России), Министерством образования Российской Федерации (Минобразования России), Министерством по делам печати, телевещания и средств массовых коммуникаций (Минпечати России), Министерством Юстиции Российской Федерации (Минюст России), Российской академией наук (РАН), Федеральной архивной службой России (Росархив), Государственным комитетом Российской Федерации по телекоммуникациям (Роскомтелеком России) и Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) подготовило сначала пояснительную записку, а затем, после одобрения записки Правительством, концепцию и проект Межведомственной программы “Электронные библиотеки России (ЭБР)”, основные положения которых будут приведены в докладе. Полностью Проект напечатан в журнале “Научно-технические библиотеки” № 7 за 1999 г.

Концепция и проект программы разрабатывались большой группой специалистов—представителей вышеуказанных ведомств и их базовых организаций (порядка 50-ти человек на начальном этапе). Окончательный вариант этих документов подготовил редакционный Совет Межведомственной рабочей группы, состоящий из 9-ти человек, представителей каждого из ведомств. Руководство Межведомственной группой и редакционным Советом было возложено на первого заместителя директора ГПНТБ России, д.т.н. Шрайберга Я. Л.. Функции рабочего координирования выполнял зав. сектором ГПНТБ России профессор Воройский Ф.С., работавший совместно с ведущими специалистами НИО ГПНТБ России и их коллегами в других базовых организациях, назначенных для разработки документов.

В развитых странах информация является важнейшим объектом производственной деятельности и потребления, поскольку оказывает значительное или даже решающее воздействие на направления и результаты прогресса в научной, технической, культурной, экономической и других сферах жизни этих стран.

Сказанное в полной мере относится также к деятельности отдельных организаций, фирм, учебных заведений, административно-управленческих органов и физических лиц, являющихся пользователями и производителями разнородной информации. Таким образом, информация стала одним из наиболее значимых ресурсов человеческого сообщества и в государственном плане рассматривается как стратегический ресурс. Сохранение, рациональное использование и развитие этого стратегического ресурса является задачей огромного значения для любого общества и государства.

В то же время гигантские объемы уже накопленной информации, непрерывно продолжающийся рост ее количества, разнородный и разобщенный по многим признакам характер хранения и распространения, отсутствие унифицированного доступа к ней создают существенные и все возрастающие проблемы ее эффективного использования.

Осознание указанных проблем, а также качественные изменения в области развития современных информационных технологий и средств передачи данных привели к необходимости поиска новых подходов и решений проблем создания хранилищ информационных ресурсов, их организации, средств и способов доступа к ним пользователей. В обобщенном виде такие подходы сегодня стали трактовать как создание “цифровых” или “электронных” библиотек. На смену информационному обслуживанию на печатных носителях приходит обеспечение пользователей, основанное на электронном представлении самой разнообразной информации, тиражируемой в неограниченном количестве и оперативно доступной по глобальным компьютерным сетям независимо от времени обращения к ней и местонахождения пользователей.

Создание электронных библиотек и соответствующих информационных инфраструктур бурно происходит по всему миру. Под электронной библиотекой, чаще всего, понимается распределенная информационная система, позволяющая надежно накапливать, сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, доступные в удобном для пользователей виде через глобальные сети передачи данных.

Работы по электронным библиотекам (ЭБ) начаты в США в 80-х годах, в Великобритании – в начале 90-х годов. Обычно такие работы начинались с выполнения проектов небольшими группами специалистов, но в течение нескольких лет они приобретали статус национальных программ и международных проектов. Примерами могут служить проект создания ЭБ для стран “большой семерки”, к участию в котором приглашена и Россия, программы “DLI” в США и “eLib” в Великобритании. В Японии ведутся работы по реализации проекта “Электронные библиотеки 21 века”. В Германии создается электронная библиотека “Global-Info”. Указанные проекты имеют существенную государственную финансовую поддержку. К решению проблемы создания ЭБ в этих странах активно привлекаются различные инвестиции, в том числе средства различных фондов, заинтересованных частных компаний, благотворительных организаций, отдельных лиц.

В России также имеется некоторый опыт работы в области создания ЭБ.

Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и их технико-программным обеспечением, в том числе через Интернет, выполняются с 1995 г. и поддерживаются рядом государственных научно-технических программ, например, подпрограммами: “Федеральный информационный фонд по науке и технике” и “Информатизация России” Федеральной целевой научно-технической программы Миннауки России “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения”, межведомственной программой “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы” и рядом других. В 1998 г. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский фонд технологического развития (РФТР) объявили конкурс и по его итогам начали финансирование ряда проектов, связанных с решением проблемы электронных библиотек.

Вместе с тем, следует признать, что указанные усилия, несмотря на достигнутые результаты, не носят общесистемного характера в масштабах страны и не решают многих задач правового, организационного и технологического характера, необходимых для реализации в целом проблемы электронных библиотек в России. Поэтому необходимо развертывание полномасштабной Межведомственной программы “Электронные библиотеки России” (ЭБР), которая должна совместно с уже имеющимися проектами и программами в этой сфере решить проблему создания инфраструктуры, обеспечивающей повышение качества процессов накопления, сохранения и эффективного использования электронных информационных ресурсов.

Актуальность разработки и реализации Межведомственной программы “Электронные библиотеки России” определяется:

  • Необходимостью повышения эффективности использования российских информационных ресурсов, как важнейшей составляющей национального достояния;
  • Необходимостью использования в научных, технических и социально-культурных целях возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями и средствами телекоммуникаций;
  • Необходимостью координации деятельности федеральных ведомств и органов власти субъектов России в организации информационного обслуживания населения;
  • Необходимостью консолидации и повышения эффективности использования средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов на создание информационных ресурсов и технологий;
  • Задачами поддержки отечественного производителя информационных ресурсов и технологий, использования потенциала российских разработчиков и исследователей;
  • Явно проявившимся за последние годы отставанием традиционной информационной инфраструктуры страны от потребностей сохранения и развития науки, культуры, образования, здравоохранения и экономики;
  • Необходимостью более полного удовлетворения потребностей общества, органов государственной власти в ретроспективной информации, в том числе в архивных материалах, а также обеспечения сохранности подлинных архивных документов;
  • Интересами России по вхождению в мировое информационное общество и мировой информационный рынок;
  • Важностью сохранения и развития культурных связей с соотечественниками за рубежом и др.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что создание системы ЭБР является категорическим императивом эпохи перехода мирового сообщества от индустриального к информационному обществу. Отсутствие национальной программы по созданию и предоставлению информационных ресурсов страны массовому пользователю на основе новейших информационных технологий приведет к отставанию России от развитых стран.

Целями Программы являются:

  • Создание, сохранение и развитие электронных информационных ресурсов в сфере науки, техники, культуры, образования, экономики и здравоохранения а также обеспечение доступа к ним российских и иностранных граждан и организаций с использованием средств современных информационных технологий;
  • Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и организаций отраслей народного хозяйства страны за счёт формирования качественно новой информационной среды.

Задачами Программы являются:

  • Создание организационной, технической и информационной инфраструктуры функционирования электронных библиотек России, как главная задача Программы.
  • Увеличение роли России на мировом информационном рынке;
  • Расширение сферы применения русского языка в мировом информационном пространстве и удовлетворение информационных потребностей русскоязычной диаспоры в СНГ и дальнем зарубежье;
  • Привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в развитие информационной инфраструктуры и информационных ресурсов России;
  • Распространение сведений о научно-технических достижениях российских исследователей и разработчиков;
  • Сохранение особо ценных коллекций и фондов путём создания их электронных копий и обеспечение удаленного доступа к ним;

В результате выполнения Программы:

  • Будет разработана среда поддержки электронных библиотек, представляющая собой распределенный комплекс информационных, программных и технических средств регистрации разнообразных электронных коллекций и их унифицированного представления, что позволит реализовать поиск информации в интегрированной совокупности зарегистрированных коллекций для разнообразных категорий пользователей;
  • Будут созданы и включены в состав ЭБР электронные коллекции и фонды, с одной стороны, содержащие наиболее ценную и общественно значимую информацию, и, с другой стороны, являющиеся представительными для отработки технологических вопросов создания и поддержки ЭБР;
  • Будет создана организационная и технологическая инфраструктура, обеспечивающая функционирование системы ЭБР, включая регистрацию и учет подключаемых к системе электронных коллекций и документов, а также контроль за выполнением общесистемных условий со стороны держателей коллекций;
  • Будет обеспечена координация межведомственных, ведомственных и региональных программ и проектов развития ЭБР;
  • Будут разработаны нормативно-правовые документы, регулирующие взаимоотношения всех категорий лиц и организаций, участвующих в ЭБР в качестве создателей, держателей и потребителей информации.
  • Будут созданы условия доступа российских и иностранных граждан и организаций к информационным ресурсам России в сфере науки и техники, культуры, образования, экономики и здравоохранения.

Реализация Программы позволит:

  • Реально обеспечить конституционное право граждан России на информацию;
  • Существенно повысить эффективность деятельности отраслей народного хозяйства за счет формирования и использования качественно новой информационной среды;
  • Увеличить роль России на мировом информационном рынке и привлечь инвестиции зарубежных стран и организаций для развития электронных библиотек России;
  • Сохранить и развить научный и культурный потенциал страны;
  • Активизировать процессы интеграции и международного сотрудничества в едином научном, культурном и образовательном пространстве.

Содержание работ по Программе определяется семью основными направлениями, каждое из которых в свою очередь состоит из взаимосвязанных проектов. Совокупность всех проектов должна обеспечить создание организационной, технической и информационной инфраструктуры функционирования ЭБР и наполнения этой инфраструктуры первоочередными (наиболее важными) информационными ресурсами.

  1. Создание организационной инфраструктуры ЭБР
  2. Общесистемные исследования и разработки
  3. Нормативное обеспечение
  4. Программно-технологическое обеспечение ЭБР
  5. Информационно-лингвистическое обеспечение ЭБР
  6. Формирование информационных ресурсов, их поддержка и предоставление доступа к ним
  7. Обучение производителей и пользователей информационных продуктов и услуг ЭБР

Программа рассчитана на пять лет и формируется на основе следующих основных принципов:

  1. Программа представляет собой совокупность взаимосвязанных проектов;
  2. Совокупность проектов должна обеспечивать выполнение всех основных задач Программы (с этой точки зрения важно выдержать принцип полноты Программы);
  3. Конкурсный принцип отбора проектов для включения в Программу, открытость Программы и добровольность представления проектов на конкурс, однако ряд общесистемных проектов могут быть заказными.

 

Организация управления Программой предполагает на начальном этапе выполнение следующих работ:

  • созданы органы управления Межведомственной программы ЭБР и обеспечено их функционирование;
  • разработаны нормативные документы по организации отбора проектов в состав Программы, проведению экспертизы и контролю выполнения отобранных проектов;
  • объявлен и проведен конкурс проектов и по его результатам уточнена Программа ЭБР;
  • разработан механизм координации Межведомственной программы ЭБР с федеральными и ведомственными программами в сфере информатизации, а также соответствующими программами субъектов России;
  • предложены формы организации международного сотрудничества в рамках Программы;
  • разработана эффективная система контроля за целевым использованием выделенных финансовых средств, а также организована деятельность по привлечению внебюджетных средств для реализации Межведомственной программы ЭБР;
  • разработана система экспертизы соответствия заявляемых проектов системным требованиям ЭБР и качества выполненных проектов.

Предусматриваются три стадии формирования и выполнения Программы:

  1. На первой стадии разрабатывается аван-проект Программы, включающий в себя определение основных концептуальных технических и организационных решений, закладываемых в основу Программы.
  2. На второй стадии создаются Межведомственный и Научно-технический советы (МВС и НТС), утверждаемые приказом Миннауки России по согласованию с ведомствами-участниками Программы. Они осуществляют уточнение и детализацию Программы создания ЭБР, проведение конкурсов, координацию работ по конкретным проектам, отобранным по результатам конкурсов, организуют независимую экспертизу результатов выполнения проектов.
  3. На третьей стадии выполняется собственно Программа создания системы ЭБР. В начале данной стадии в рамках общесистемного проектирования разрабатывается необходимая нормативно-организационная документация (в т.ч. соглашения между участниками Программы, порядок их взаимодействия и т.п.).

Последующие этапы общесистемного проектирования связаны с выполнением рабочего проектирования ЭБР, включая создание средств программно-технологического и лингвистического обеспечения.

Создание коллекций и фондов, разработка программно-технологического, информационно-лингвистического, нормативного обеспечения, создание электронных библиотек, развитие их информационных ресурсов и обучение персонала производится по отдельным проектам на конкурсной основе в соответствии с требованиями, определенными на этапах общесистемного проектирования. Приемка этих работ осуществляется НТС.

К участию в Программе могут привлекаться другие ведомства России, а также отдельные организации, группы исполнителей и специалисты. Допускается по согласованию с Межведомственным советом участие в работах по Программе и/или ее финансированию негосударственных организаций и фондов. Основанием для привлечения в Программу других ведомств является выраженное их руководством желание принять участие в работах и финансировании Программы. Привлечение к работам отдельных организаций и исполнителей производится на основании решений НТС.


Copyright © 1995-1999 ГПНТБ России