Home page | Каталоги и базы данных |
025:65.011.56 Арзуханов А.С. Применение новых информационных Рассмотрены некоторые методологические вопросы внедрения информационных технологий в программу повышения квалификации кадров крупных библиотек на пороге нового столетия. На примере деятельности ГПНТБ России в области автоматизации библиотечно-информационных процессов определены основные направления информатизации и телекоммуникаций технологии обучения специалистов. Показаны возможности отдельных этапов, методов и средств реализации учебной программы. ГПНТБ России вступает в новое столетие в качестве незаменимой части системы образования и обучения. Традиционно присущая библиотеке научно-техническая и культурно-просветительская функция в информационном обществе усиливается и тем, что ГПНТБ России — одна из признанных лидеров в автоматизации библиотечно-информационных процессов, является национальным центром по автоматизации для сети научно-технических библиотек Российской Федерации. ГПНТБ России, как известно, обладает новейшими техническими средствами, новыми носителями информации, новейшими информационными технологиями в достаточном количестве. В рамках Федеральной целевой научно-технической программы ГПНТБ России выполняет и будет дальше, в новом столетии, выполнять проекты, связанные с созданием новых автоматизированных информационно-библиотечных технологий, в том числе направленных на разработку элементов электронной библиотеки, конверсию каталогов, корпоративную каталогизацию, применение ИНТЕРНЕТ-технологий в комплектовании фондов и библиотечного обслуживания. В условиях дальнейшего развития и совершенствования автоматизированных библиотечно-информационных технологий, реализованных на ПЭВМ типа IBM PC, а в будущем и других типов, повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка кадров библиотеки остается и в дальнейшем будет одним из важнейших направлений деятельности ГПНТБ России, как участника системы непрерывного, дополнительного профессионального образования. В настоящее время автоматизация библиотечно-информационных процессов и компьютеризация коснулась не только исследовательской деятельности научных и инженерно-технических работников, но стала также активно внедряться в процесс различных библиотечно-информационных технологий и в процесс обслуживания потребителей информации. Персональный компьютер стал необходимым орудием не только исследователей и разработчиков, но и работников технологических (функциональных) подразделений и читателей как промежуточных и конечных пользователей автоматизированных систем. Интенсивное внедрение информационных, в том числе и компьютерных технологий в сферу библиотечно-информационной деятельности ГПНТБ России, где, как уже было сказано, уровень использования компьютерной техники чрезвычайно высок, требует от работников библиотеки всестороннего знания этой технологии и техники, умения работать с ними. Поэтому новые информационные технологии и дальше будут оказывать сильное влияние не только на библиотечно-информационную деятельность, но и на систему обучения работников библиотеки. Необходимо принять во внимание, что задача повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров имеет в большей своей части внутрибиблиотечный характер и осуществляется в форме дополнительного образования. Под внутрибиблиотечной системой повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров мы понимаем искусственно созданную, универсальную, динамичную, гибкую и целостную локальную саморазвивающуюся образовательную систему, направленную на профессиональную подготовку работников библиотеки через обучение их новым знаниям, умениям и навыкам и максимально приближенную к их профессиональным потребностям, функционирующую в образовательном пространстве конкретной библиотеки, в данном случае, в ГПНТБ России. В научных и технологических подразделениях библиотек сосредоточены, в основном, специалисты с высоким научным и профессиональным цензом. Они являются не только общепризнанными лидерами в разработке соответствующих научных направлений, но и специалистами, которые могут взять на себя проведение занятий (обучение) по самым различным проблемам библиотечно-информационной деятельности, включая рассматриваемые в статье аспекты. Говоря об обучении работников библиотеки, необходимо отметить тот факт, что только тесная интеграция научных исследований и разработок, проводимых в библиотеке, с процессом обучения, то есть соединение учебных дисциплин с новейшими технологическими средствами и технологиями обучения, позволит более качественно и эффективно осуществлять мероприятия по повышению квалификации, подготовке и переподготовке кадров библиотеки. Если раньше в качестве новой информационной технологии в образовании выступала информатика, то в настоящее время начался новый этап — информатизация процесса обучения, разработка и внедрение новых информационных технологий в управлении образованием, включая систему повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров. Определяя новые информационные технологии как один из аспектов науки и технологии, заметим, что под информационной технологией будем понимать предлагаемую прикладной информатикой систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и передачи информации с использованием различных технологических средств. При этом целью информационной технологии является качественное формирование и использование информационного продукта в соответствии с потребностями пользователя. Методами информационной технологии являются методы обработки данных. В качестве средств информационной технологии выступают математические, технические, информационные, лингвистические, программные и другие средства. Учитывая все выше сказанное, под новыми информационными технологиями мы будем понимать информационные технологии в компьютерных системах. При этом компьютерной системой назовем совокупность аппаратных средств и программного обеспечения, посредством которого осуществляется взаимодействие этих средств с пользователем. Отметим, что любой работник библиотеки или читатель, имеющий доступ к вычислительной машине, будь то профессионал или начинающий, является пользователем. Отметим особое значение, которое приобретает применение информационных и коммуникационных технологий в обучении работников библиотеки. Оно связано с тем, что развитие этих технологий в библиотечных средах вынуждает библиотечного работника, во-первых, работать как конечный пользователь на персональном компьютере в условиях автоматизированного рабочего места (АРМ), интегрированной библиотечно-информационной системы (ИРБИС), электронной почты, в локальных и глобальных телекоммуникационных сетях; во-вторых, совершенствовать библиотечно-информационные технологические и управленческие процессы на своем рабочем месте с использованием новейших программных и технических средств. Примерная структура новых информационных технологий в библиотеке представлена на Рис.1. Рис. 1. Структура новых информационных технологий в библиотеке В комплексе приведенные условия по существу дела отражают социальный заказ библиотеки на специалиста и диктуют требования к его информационному цензу. В конечном счете, от того, насколько специалист того или иного подразделения хорошо знает и владеет современными методами и средствами информационных технологий зависит эффективность функционирования библиотеки. Для информационно-библиотечных технологий характерны следующие признаки: — работа пользователя в режиме манипулирования данными. Библиотечный работник на своем автоматизированном рабочем месте должен видеть средства ввода данных: экран, принтер, и действовать посредством ввода данных; клавиатуру, сканер, мышь; — сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированных баз данных, предусматривающих единую, унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных; — безбумажный процесс обработки документов, когда промежуточные данные записаны на машинном носителе, а окончательный вариант необходимых документов фиксируется на бумаге; — возможности коллективного использования документов промежуточного и окончательного характера с помощью группы персональных компьютеров, объединенных средствами телекоммуникаций. Развитие компьютерной техники и программного обеспечения опережает практику их использования в профессиональной подготовке специалистов и влечет частые изменения в содержании обучения за счет: — установки новых более мощных ПЭВМ; — появления новых пакетов прикладных программ (ППП), реализующих новые подходы к обработке информации; — новых направлений развития библиотечно-информационных технологий, влекущих появление новых задач; — стремления включить в обучение персонала как можно большего числа современных программных средств. Из вышеизложенного вытекает особая острота вопроса о соотношении теоретического и практического в повышении квалификации, подготовке и переподготовке кадров библиотеки. Работникам библиотеки постоянно нужно прививать вкус к непрерывному самообразованию, участию в системе повышения квалификации. В этих условиях необходимо сочетание элементов теоретического и практического обучения, когда специалист будет получать сумму необходимых знаний и навыков, требуемых производственно-технологической ситуацией в конкретной библиотеке, на определенном рабочем месте. В целях реализации проблем по освоению новых информационных технологий, связанных, с разработкой, внедрением и эксплуатацией автоматизированных информационно-библиотечных процессов, систем и сетей, ежегодно в соответствии со Сводным планом мероприятий по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров ГПНТБ России предусматривается проведение занятий по целому комплексу учебных программ для различных категорий и групп специалистов, включая темы по освоению новых библиотечно-информационных технологий, курсы в учебном дисплейном зале по компьютерной грамотности и освоению современных персональных компьютеров, современных систем программирования, операционных систем, баз данных, компьютерных сетей и т.д. Поэтому читаемые в библиотеке курсы по новым информационным технологиям ориентированы на то, чтобы в результате их освоения возможно было: — сформировать у работников библиотеки фундамент современной информационной культуры в процессе изучения учебных дисциплин по "Информатике", "Автоматизированным информационно-библиотечным системам" и др.; — обеспечить устойчивые навыки работы на персональном компьютере в условиях локальных и глобальных вычислительных сетей и систем телекоммуникации. Для того, чтобы уровнять подготовку работников библиотеки введены два варианта программы обучения: один курс для группы начинающих, а второй для достаточно подготовленных специалистов. Причем программа обучения построена так, чтобы из курса в курс не было повторения уже пройденного материала и намеченный материал изучался последовательно и методично. Как правило, обучение работе на персональном компьютере начинается с изучения аппаратного и периферийного обеспечения компьютера. Изучается назначение и применение системного блока, монитора, клавиатуры, принтера, манипуляторов. Затем изучается классификация программного обеспечения: операционные оболочки, утилиты, текстовые редакторы, электронные таблицы, СУБД, прикладные программные комплексы и др. Далее обучающиеся осваивают конкретные программные продукты и их взаимодействие с аппаратным и периферийным оборудованием. Даются азы MS-DOS, показывается работа с Norton Commander, оболочка Windows 3.11 или 95. Это объясняется тем, что сначала пользователю необходимо научиться взаимодействовать с операционной средой и только потом начинать освоение конкретных приложений. Как известно, интерфейс MS-DOS не отличается "дружественностью" к пользователю, и понять устройство файловой системы (файлы и каталоги) начинающим обучение очень сложно. Но как показывает практика, после изучения какой-либо операционной оболочки, например, Norton Commander, изучение непосредственно MS-DOS происходит гораздо быстрее и качественнее. Тогда обучающиеся уже имеют ясное представление о файловой системе и файловых операциях, и знания попадают на благодатную почву, особенно если проводятся параллели с аналогичными операциями в Norton Commander. Дальнейшее изучение курса пользователя происходит без труда. С другой стороны, когда обучение начинается с ОС Windows 95, затруднений также не возникает. Но в силу того, что данная система более "дружественная" чем MS-DOS, многие процессы закрыты от пользователя графческим интерфейсом. А это значит, что достаточного полного понимания сути процессов не достигается. По нашему мнению, обучение должно начинаться именно с изучения Norton Commander, далее идет MS-DOS, а затем уже Windows 3.XX или 95 — в зависимости от имеющейся материальной базы — с соответствующими прикладными программами. Norton Commander следует изучать в силу его распространенности и доступности, а Windows становится стандартной ОС новых ПЭВМ. Вместе с тем, как показывает практический опыт, начинающим специалистам на первых занятиях гораздо полезнее поработать с текстовыми редакторами. Как пример текстового редактора изучается Word, начиная с ввода, редактирования и форматирования текста, заканчивая использованием возможностей текстового редактора. Во-первых, они сразу почувствуют удобство и некоторые возможности персонального компьютера, а, во-вторых, уже на первых занятиях овладеют некоторыми навыками от работы в меню. Затем изучаются возможности Windows'95. И когда специалисты переходят к использованию MS-DOS или Windows, они могут работать уже со своими файлами более осмысленно. Далее, так как все автоматизированные системы используют базы данных, сначала даются понятия и определения, затем общие и конкретные принципы их создания и использования в практической работе. В это же время для группы более подготовленных специалистов даются задания по работам для более глубокого изучения тем, связанных с операционными системами и способами конфигурирования персонального компьютера. Для самостоятельного обучения в помощь предлагается учебное пособие В.Е.Фигурного "IBM PC для пользователя", так как оно в наибольшей степени охватывает темы базовой части профильного курса. Кроме того, при обучении предлагается ориентироваться не только на возможности и особенности программных продуктов, но и на целевые технологии различных видов деятельности, включенных в систему автоматизации библиотеки, например, ИРБИС — типовую интегрированную библиотечно-информационную систему, которая ориентирована на работу в локальной вычислительной сети (ЛВС) и на автономных ПЭВМ типа IBM PC в среде MS-DOS, или Windows 95 и представляет собой совокупность взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМ) пяти типов: "Комплектатор", "Каталогизатор", "Книговыдача", "Читатель", "Администратор". Акцентируя при этом внимание на данные технологии АРМ, а не на имеющиеся программные продукты, пользователь учится эффективному применению компьютера по назначению. По дополнительным учебным программам возможно: 1) изучение специальных программных средств, например, ППП CDS/ISIS, базового пакета для автоматизированных систем ГПНТБ России, имеющего различные операционные приложения (MS-DOS, Windows, UNIX); 2) изучение основных компонентов аппаратного и программного обеспечения, используемого при построении системы автоматизированного обслуживания дисками CD-ROM; 3) ознакомление с возможностями организации доступа пользователей к услугам сети Интернет в дисплейном зале ГПНТБ России. Таким образом, в результате изучения вышеназванных учебных программ работник библиотеки должен: — знать основы новых библиотечно-информационных технологий и их влияние на функционирование библиотеки; — знать современное состояние и направления развития компьютерной техники и программного обеспечения в разрабатываемых и внедренных автоматизированных библиотечно-информационных процессах; — владеть основными методами и умениями использования автоматизированных технологий, присущих его профессиональной деятельности; — уверенно работать на персональном компьютере в качестве конечного пользователя на своем автомотизированном рабочем месте; — уверенно работать в локальных и глобальных компьютерных сетях, иметь навыки использования электронной почты, телекоммуникаций и других электронных средств обслуживания в библиотеке. Главное условие внедрения и применения информационных и телекоммуникационных технологий в библиотеке — это приближение учебных программ по новым информационным технологиям к реальной деятельности работника библиотеки. А все это требует немалых материальных затрат для оплаты теоретических и практических учебных мероприятий. Руководство библиотеки, тем не менее, идет на это, понимая, что без вложения материальных ресурсов в образовательный процесс сегодня, невозможно подготовить современного высококвалифицированного специалиста, способного работать в условиях используемых новых информационных технологий в следующем столетии. Не менее важным представляется готовность специалистов научных, технических и методических подразделений библиотеки (основного преподавательского состава) использовать новые информационные технологии в процессе передачи знаний. В результате проделанной в библиотеке большой и целенаправленной работы применение компьютерных технологий нашло массовое и эффективное применение. Вместе с тем, необходимо каждому преподавателю предоставить возможность регулярно повышать квалификацию самому, знакомиться с новыми программными продуктами в сфере его деятельности, чтобы он на деле мог показать достоинства развивающихся новых информационных технологий в библиотечной деятельности. Существующая сейчас в стране сложная экономическая ситуация затрудняет проведение переподготовки педагогов непосредственно в ведомственных и межведомственных учебных центрах. Поэтому использование метода дистанционного обучения было бы вполне оправдано для специалистов ГПНТБ России. Под дистанционным обучением понимается комплекс массовых образовательных услуг, предоставляемых учащимся, отдаленным во времени и пространстве от источников учебно-методической информации при помощи средств телекоммуникаций. На первый взгляд это не что иное, как знакомое нам заочное образование. Однако в данном случае в условиях дистанционного обучения применение информационных технологий действительно вносит определенную новизну, поскольку используя телекоммуникационные сети, обеспечивает постоянную связь учащегося и преподавателя. В условиях самообразования специалистов библиотеки, введение дистанционного обучения в учебный процесс, на наш взгляд, является делом нужным и перспективным. Таким образом, рассмотренные в статье вопросы, позволяют прийти к следующим заключениям: 1. На современном этапе развития новых информационных технологий и внедрения компьютерных средств в библиотечно-информационные процессы актуальным является переход от периодического повышения квалификации специалистов библиотеки к их непрерывному образованию через создание внутрибиблиотечной системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров. 2. Необходимость эффективной компьютерной подготовки определяется востребованностью профессиональной подготовки квалифицированных библиотечных специалистов. 3. Определены направления профессиональной компьютерной подготовки специалистов библиотеки, которые включают в себя: теоретические знания по программному и аппаратному обеспечению компьютеров; навыки и умения работы с персональным компьютером; владение основными операционными системами и сервисными программами; знание современных автоматизированных информационно-библиотечных технологий; ориентацию на рынке программных продуктов; умение работать в локальных и глобальных сетях; умение поставить, разработать и отладить алгоритмически законченную задачу. 4. Предложены для работников библиотеки формы и методы компьютерной подготовки на этапе курсового обучения. 5. Дистанционное обучение для работников библиотеки считается перспективным.
Литература 1. Земсков А.И. ГПНТБ России — сегодня и завтра. // Науч. и техн. б-ки. — 1998. — № 9. — C. 4-7. 2. Шрайберг Я.Л. Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем. // Науч. и техн. б-ки. — 1999. — № 2. — C. 4-18. 3. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. — М.: Финансы и статистика. — 1995. — 154 с. 4. Информационные технологии обучения в условиях реформы высшей школы. // Материалы научно-методической конференции. — Братск: БрИИ. — 1998. — 184 с. 5. Арзуханов А.С. Кадры для себя готовим сами. Опыт ГПНТБ. // Библиотека. — 1995. — № 11. — C. 12-14. |
Copyright © 1995-1999 ГПНТБ России |