Home page | Каталоги и базы данных

Сборник научных трудов


 

УДК 025:65.011.56

А.С. Арзуханов

«ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ» – учебное пособие,
ориентированное в XXI век

Отмечается основная проблема концептуального подхода к преобразованию системы образования России в XXI веке. Обращено внимание на одну из тенденций современной теории и практики – стремление выйти за рамки традиционного обучения студентов высших учебных заведений и найти новые подходы к учебному процессу на кафедре информационных технологий и электронных библиотек Библиотечно-информацион-ного факультета МГУКИ.

Излагаются и анализируются основные положения и краткое содержание разделов учебного пособия «Электронные библиотеки» [1], разработанного для студентов по новой специализации «Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах».

Прогнозируя развитие образования в России в XXI веке, государство ставит перед высшей школой принципиально новую задачу – создание современной индустрии образования. В разрабатываемых в настоящее время концептуальных подходах к осуществлению уже начатых и планируемых преобразований, выдвигается проблема коренного реформирования всей системы управления образованием и его качеством, в первую очередь.

В свете этого обострилась актуальность и необходимость решения проблемы резкого повышения качества подготовки специалистов на всех уровнях – от додипломного до последипломного, на кардинально новой научно-педагогической основе: внедрения новых информационных технологий в учебный процесс, создания мультимедийных учебных заданий и изучения предметных дисциплин в компьютерной среде.

Понятие «новые информационные технологии» (НИТ), сформулировано нами в работе [2] как наукоемкие технологии получения, накопления, хранения, поиска, обработки и передачи информации в цифровом виде, использующие мультимедийные и телекоммуникационные средства для производства качественно новых продуктов, услуг и результатов в интеллектуальных сферах деятельности специалистов: в сфере информационно-библиотечной деятельности и в обучении студентов МГУКИ. В учебном процессе НИТ предполагают наличие компьютера, компьютерной учебной программы и сети передачи информации. Вместе эти компоненты образуют информационно-инструментальную учебную среду, обеспечивающую самостоятельную деятельность обучаемого и контроль за ходом его работы с учебным материалом.

Следует отметить, что мультимедийные учебные программы комбинируют видеоизображения, тексты и звук, позволяющие эффективно использовать все известные способы представления знаний. Особое значение имеет визуализация учебного материала, так как в настоящее время, когда все возрастает объем знаний, необходимых студентам, широкое применение компьютеров позволяет повысить эффективность обучения, делая сам процесс более наглядным и разнообразным.

Вместе с тем, несмотря на использование передового учебно-методического и технического обеспечения учебного процесса, качество образования зависит еще от целого ряда факторов, среди которых можно назвать:

  • качественный состав студентов и их отношение к учебному процессу;

  • содержание образовательных программ и уровень квалификации профессорско-преподавательского состава;

  • качество учебного материала и качество контроля за процессом предоставления образовательных продуктов и услуг.

Мы понимаем, что эффективное профессиональное образование – это развитие у обучаемых новых способов мышления и деятельности. Эффективность его достигается усложнением содержания профессионального образования от старого информационного к деятельностно-информационному. Прежде чем передавать новые способы деятельности обучаемому, преподаватель должен осваивать эти способы самостоятельно. Мы пришли к убеждению, что только высокий уровень профессионализма, глубокие знания своего предмета и методики его преподавания с использованием НИТ, вкупе с высоким общеобразовательным цензом преподавателей, существенно повышают качество учебного процесса и качество подготовки студентов.

Как известно, учебная деятельность остается сложной динамической структурой. В настоящее время, в условиях постоянного нарастания потока информации (общей и профессиональной) и ограниченного времени, отводимого на учебные занятия, необходимо использовать методики и педагогические технологии, направленные на организацию активной и эффективной деятельности обучаемых, обучение их контролю и самоконтролю знаний, стимулирование самостоятельной и корпоративной деятельности студентов. Другими словами, педагог должен быть не передатчиком информации, а организатором познавательной деятельности обучаемых. Техническая оснащенность современных вузов дает педагогам большие возможности в выборе форм и методов своей деятельности. Однако выжить смогут только те авторские педагогические технологии, которые действительно востребованы временем, т.е. могут дать более высокие результаты в подготовке специалистов, как это делается на учебно-методической базе НИТ в ГПНТБ России. Мы также присоединяемся к группе ученых и педагогов, стоящих на позициях деятельной теории учения: считается, что учебная информация не может быть полностью реализована, если субъект не владеет формами реализации этой информации, т.е. не умеет с ней работать.

Исходя из этого, особое внимание должно уделяться оформлению учебной ситуации и организации учебного пространства. В этой ситуации самым объемным и трудоемким процессом является создание учебной информационной среды: учебных пособий, книг, видео- и аудиотек, мультимедийных компьютерных пособий. Очевидно, что необходимы дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов.

Наиболее эффективно организовать самостоятельную и познавательную деятельность учащихся позволяют мультимедийные компьютерные пособия. Необходимо разделить такие пособия на электронные учебники (пособия, которые носят информативный характер) и автоматизированные учебные курсы (пособия, которые представляют собой комплекс структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления). К ним можно с полным основанием отнести учебное пособие «Электронные библиотеки», которое вышло в свет осенью 2001 года.

Названное учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах». Кроме того, учебное пособие может представлять интерес для широкого круга ученых и специалистов, работающих в области использования компьютерной техники и информационной технологии, разработчиков федеральной целевой программы «Электронные библиотеки России» и др.

В отечественной вузовской практике такое учебное пособие разработано впервые. Учебный курс по этой теме только начинает читаться в различных университетах и институтах страны как технического, так и гуманитарного профиля.

Данный курс прошел успешную апробацию в 2000/2001 учебном году в МГУКИ. Курс разработан на кафедре информационных технологий и электронных библиотек и ГПНТБ России.

Учебное пособие «Электронные библиотеки» было рассмотрено, одобрено и рекомендовано к публикации на заседании кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ 12.09.2001 г., протокол № 2; редакционно-издательским Советом ГПНТБ России 19.09.2001 г., протокол № 12 и редакционно-издательским Советом МГУКИ 25.09.2001 г., протокол № 3.

Автором учебного пособия «Электронные библиотеки» является кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ, директор ГПНТБ России Андрей Ильич Земсков [3] – автор более 100 научных работ, в том числе публикаций и докладов по физике плазмы и электрофизическим системам, библиотечному делу и информационным технологиям.

Научным редактором учебного пособия является доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ, заслуженный работник культуры России, первый заместитель, заместитель директора ГПНТБ России по научной работе и автоматизации Яков Леонидович Шрайберг [4] – автор свыше 200 публикаций по библиотечно-информационной тематике и смежным вопросам.

Рецензентами учебного пособия «Электронные библиотеки» являются известные специалисты в области новейших информационных и компьютерных технологий и электронных ресурсов доктор технических наук Александр Борисович Антопольский и кандидат технических наук, профессор Феликс Семенович Воройский.

Основными документами и материалами для составления курса явились проект Межведомственной программы «Электронные библиотеки России» [5], труды всероссийских и международных конференций по данной тематике, в том числе конференций Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Международных ассоциаций библиотек технических университетов (ИАТУЛ), конференций «ONLINE Information», ежегодно организуемых в Великобритании (г. Лондон), «Компьютеры в библиотеках», «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США» (г. Вашингтон), Международных конференций «Крым» («Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»), «LIBCOM» («Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек»), статьи в периодической профессиональной печати. Многие полезные материалы опубликованы в сборнике «Научные и технические библиотеки», в том числе в электронном формате на сервере ГПНТБ России.

Отличительной особенностью данного учебного пособия является то, что в нем органично сочетаются теоретические, методические и организационные условия подготовки специалистов в системе информационно-библиотечного обучения в сфере НИТ и современных компьютерных и телекоммуникационных средств, тесным образом связанных с проблемой развития людских ресурсов и интеллектуализацией общества.

Таким образом, авторы учебного пособия по курсу «Электронные библиотеки» ставят своей главной задачей восполнить важный пробел, имеющий место в современной учебной информационно-библиотечной теории и практике. Само же учебное пособие базируется на основе ведущей идеи теории учебника, учитывающего особенности учебного предмета, модульность и дифференциацию обучения, а также будущую профессиональную направленность студентов.

На достижение этих задач ориентировано соответствующие учебно-методическое обеспечение курса. Например, использование самого печатного учебного пособия, настольных установок и демонстрационных моделей с набором более чем 400 слайдов с готовым лекционным материалом, мультимедийных систем (компакт-диски, на которых записаны лекции, учебные программы, информационно-справочные и др. материалы для практических занятий и выполнения контрольных работ).

Вместе с тем, учебное пособие такого типа, конечно, не может претендовать на то, чтобы служить учебником или монографией. Но вполне может быть настольным руководством по освещаемым проблемам и вопросам. В таком своем виде учебное пособие по курсу «Электронные библиотеки» преследует троякую цель.

Во-первых, оно стремится обеспечить обучающемуся студенту возможность приобрести комплекс знаний и умений, необходимых для пользования электронными ресурсами, практическую организацию работ в библиотеке, вузе, информационном центре по наработке собственных электронных ресурсов и обеспечению доступа пользователей к удаленным ресурсам.

Во-вторых, учебное пособие в достаточной мере ориентирует студента в понятийном аппарате, используемом в курсе «Электронные библиотеки», а также стремится обеспечить возможность изучения и понимания им смысла и содержания различных монографий, периодических изданий и учебной литературы, которая во все возрастающей мере насыщается понятиями и символами НИТ и опирается в выводах на более или менее новый информационный аппарат и инструментарий. Таким образом, более глубокие и обстоятельные знания студенты могут почерпнуть из специальной литературы, в том числе и списка рекомендуемой литературы, которая дается в конце пособия как дополнительный материал для изучения.

В-третьих, наконец, учебное пособие ставит своей задачей подвести студента как можно вплотную к «переднему краю» овладения практическими навыками и умениями, например, в поиске удаленных ресурсов и их оценке с точки зрения удобства пользования; в составлении рекомендаций по тематическим электронным ресурсам; наработке электронного ресурса методом сканирования печатных материалов; в освоении процессов подготовки материала к публикации в Интернет и других проблем и достижений компьютерных технологий, которые еще не могут найти себе «место» в устоявшихся учебных руководствах и пока только начинают завоевывать это место в рабочем инвентаре гуманитарных наук.

В какой мере удалось авторскому коллективу учебного пособия решить перечисленные три главные задачи – об этом, конечно, профессионально выскажется в свое время научная и педагогическая, библиотечная и информационная общественность.

Авторами учебного пособия курса «Электронные библиотеки» предполагается, что студенты, начинающие изучение данного курса, уже ознакомлены с основами информатики, проблемами автоматизации библиотек различных типов и элементами технологии телекоммуникаций. Курс «Электронные библиотеки» весьма тесно увязан с курсами по Интернет/Интранет-технологиями и Интернет-ресурсами и услугами для библиотек [6, 7]. Различие состоит в том, что для данного курса более важными являются проблемы технологии создания собственного электронного ресурса, а также обучение студентов навыкам оценки содержания и удобства пользования удаленными ресурсами, формирования справочно-поискового аппарата для работы пользователя с удаленным ресурсом.

Курс «Электронные библиотеки» состоит из четырех основных тематических разделов:

Раздел 1. Электронная библиотека: введение, этапы развития, определение, возможности, структура и классификация.

Раздел 2. Ресурсы электронных библиотек: определение, виды ресурсов, создание, комплектование, хранение электронных ресурсов.

Раздел 3. Средства доступа к электронным ресурсам: основные понятия, стандарты, проблемы безопасности, аутентичности и авторского права.

Раздел 4. Социальная значимость электронных библиотек. Конкретные проекты. Методология подготовки библиотекарей и пользователей.

Эти четыре раздела включают 14 тематических лекций, 7 семинаров и 12 практических занятий.

По тематике данного курса студенты прослушивают лекции, участвуют в семинарах и практических занятиях, проходят производственную практику, сдают зачеты и экзамены, готовят курсовые и выпускные дипломные работы.

Электронные библиотеки, как известно, создаются не только в библиотеках, но и в других структурах: научно-технических информационных центрах и средствах массовой информации, различных научно-исследовательских и академических институтах, вузах технического и гуманитарного профиля, государственных, муниципальных и местных органах управления, различных фирмах, компаниях и др. Вместе с тем, по мнению авторов, именно в библиотеках создание электронных библиотек наиболее показательно, ощутимо и немедленно приносит практическую выгоду пользователям.

Лекции Раздела 1 обосновывают неизбежность и закономерность появления электронных библиотек как следствие развития современных компьютерных технологий обработки информации, передачи данных и создания глобальной коммуникационной среды. Теоретическая база этого раздела состоит в применении к новым, цифровым технологиям базовых понятий, на которые опирается работа традиционных библиотек.

В Разделе 1 кратко рассматриваются: история зарождения и развития работ по созданию электронных библиотек, даются определения ряду терминов и понятий, употребляемых в учебном пособии. Все они структурированы и поэлементно рассмотрены. Знания их необходимы студентам для успешного и углубленного изучения курса.

Вводные части Раздела 2 опираются на теоретические разработки по документоведению и фондоведению, сформулированные и развитые учеными, например, профессором МГУКИ Ю.Н. Столяровым, Российской государственной библиотеки и других библиотек и научных центров, ведущих исследования в этой области.

Принципиальных гносеологических различий в понятия "документ" и «электронный документ», «публикация» или «электронная публикация» авторами учебного пособия не вносится. Кратко излагаются технологические основы записи информации, материалы которых известны студентам из курса «Информатика».

Развитие конкретных видов электронных ресурсов дается в пособии в историческом аспекте – от электронных каталогов, библиографических и реферативных баз данных к полнотекстовым и мультимедийным материалам.

Экономические проблемы записи и хранения информации даны на примере компактных оптических дисков CD-ROM. Через концепцию так называемого «жизненного пути» издания проведено сравнение экономических показателей обслуживания для традиционной и электронной технологий. Описывается перечень и характеристика возможных причин потерь информации и меры по обеспечению их сохранности.

В Разделе 3 приводятся сведения о доступности электронных ресурсов. Рассматриваются технические средства передачи данных, осуществляется краткое ознакомление с Интернетом, далее рассматривается проблема авторского права, целостность, достоверность и долговечность онлайнового электронного ресурса (Web-сайта).

В разделе приводятся также данные о справочно-поисковом аппарате, сводный перечень стандартов и правил, необходимых для работы электронных библиотек. Описывается роль стандартов и излагаются проблемы несанкционированного доступа к ресурсам и защиты от вирусов. Заключают раздел сведения об организации и технологии работы электронных библиотек.

Темы трех лекций Раздела 4 увязаны в социокультурную последовательность: на примере анализа конкретных российских и международных проектов формирования электронных коллекций и создания электронных библиотек дается материал по социальным последствиям внедрения информационных компьютерных технологий и затем формулируются задачи по подготовке библиотекарей, специалистов и пользователей, и проблемы информатизации обучения.

В разделе дается также краткая характеристика программ развитых стран по созданию электронных библиотек и их ресурсов, включая Россию, позиции национальных и государственных библиотек, вклад ГПНТБ России, социальные, экономические и другие цели и последствия создания электронных библиотек.

Методика изложения лекционного материала и проведения семинарских занятий позволяет использовать весь учебный материал для практического приложения и решения задач, заключающихся в основных практических занятиях.

Материалы к практическим занятиям включают три темы:

1.   Работа с удаленными электронными ресурсами.

2.   Наработка электронного ресурса методом сканирования печатных
       материалов; доставка документа в электронном формате
.

3.   Подготовка документов для размещения на сайте библиотеки

Цели проведения занятий определяются в каждом отдельном случае следующими заданиями: овладеть навыками поиска удаленных ресурсов и их оценки с точки зрения удобства пользования и составления рекомендаций по тематическим электронным ресурсам; овладеть практическими началами сканирования и обработки отсканированного материала; ознакомиться с процессами подготовки материала к публикации в Интернете.

В учебном пособии приводится план проведения занятия, средства обеспечения и форма выполнения работы, методические рекомендации и форма контроля. Использование приведенных подсобных средств при проведении практических занятий обеспечивает непрерывную обратную связь студента с преподавателем на протяжении всего семестра обучения и индивидуальный подход к каждому студенту. Основой такой организации практических занятий является индивидуальная работа студента в Интернет-классе в аудиторное время по разбору всех основных задач по каждой теме под наблюдением и в непосредственном контакте с преподавателем. Анкета Интернет-ресурса для практических занятий по курсу «Электронные библиотеки» является анкетой оценки просмотренных сайтов и способом проверки выполнения заданий на практическое занятие и пособием при ответе студента. Это дает возможность работы в индивидуальном темпе и без пропусков отдельных тем курса.

Достигается такая цель, во-первых, качественным отбором материала для показа его преподавателем на практике в компьютерном учебном классе, во-вторых, максимальным использованием лекционного материала, включая, в том числе, унификацию определений и формулировок терминов, учитывая новизну проблематики и постоянное совершенствование курса «Электронные библиотеки» как объекта изучения.

По завершении обучения курса студенты смогут осуществлять поиск и отбор удаленных электронных ресурсов, размещенных на российских и международных Интернет-сайтах и оказывать квалифицированную помощь пользователю. Таким образом, студенты будут подготовлены к работе в любой российской или зарубежной библиотеке или центре информации. Дополнительные знания, по мнению авторов, могут быть получены на спецкурсе «Электронные публикации», разработанном в рамках учебного плана специализации «Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах».

Учебное пособие «Электронные библиотеки» написано доступным для понимания студентами МГУКИ языком, содержит необходимое количество иллюстраций и таблиц, каждый раздел лекционных занятий сопровождается контрольными вопросами, в конце пособия приводится перечень рекомендованной литературы, позволяющей студенту и специалисту углубить свои знания по рассматриваемой проблеме.

Учебное пособие «Электронные библиотеки» – первое по названной ранее дисциплине, созданное в начале XXI века – века информатизации. Выходу в свет учебного пособия предшествовало написание авторами целого ряда статей, а также выступлений с докладами на различных российских и международных конференциях. Апробация теоретических и практических аспектов предмета осуществлялась на лекционных и практических занятиях в МГУКИ.

Несомненно, учебное пособие «Электронные библиотеки» будет неоднократно переиздаваться и дорастет до полноценного учебника. Концентрированное внимание авторов исключительно на проблемах электронных библиотек и электронных публикациях и методах библиотечно-информационных исследований и разработок в области автоматизации технологических процессов придаст будущему учебнику научную ценность и необходимую компактность, что немаловажно в практике учебного процесса.

 

Список литературы

  1. Земсков А.И. Электронные библиотеки: Учебн. пособие для студентов ун-тов и вузов культуры и искусств и др. учебн. заведений / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. – М., 2001. – 72 с. – Библиогр.: 34 назв.

  2. Арзуханов А.С. Методологические подходы к организации внутрибиблиотечной системы повышения квалификации кадров // Библиотечная инфраструктура: состояние и тенденции / Сб. науч. тр. ГПНТБ России. – М. – 2001. – С. 48-60.

  3. Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ. – М.: ГПНТБ России, 2001. – Т. 1. – С. 249-250.

  4. Там же. – Т. 2. – С. 735-736.

  5. Шрайберг Я.Л., Маршак Б.И., Воройский Ф.С. О разработке федеральной целевой программы «Электронные библиотеки России (ЭБР)» // Компьютерная техника и технологии в библиотеках накануне третьего тысячелетия / Сб. науч. тр. ГПНТБ России. – М. – 1999. – С. 5-12.

  6. Гончаров М.В. Введение в Интернет: Учеб. пособие в 9 ч. / М.В. Гончаров, Я.Л. Шрайберг. – М.: ГПНТБ России, 2000–2001.

  7. Шрайберг Я.Л. Инернет-ресурсы и услуги для библиотек: Учеб. пособие / Я.Л. Шрайберг, М.В. Гончаров, О.В. Шлыкова. – М.: ГПНТБ России. – 2000. – 139 с.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России