Home page | Каталоги и базы данных

Сборник научных трудов


 

УДК 002.009(100)

В.П. Нечипоренко
Минпромнауки России
А.О. Адамьянц

Интеграция российских информационных ресурсов
в международную систему
информационного обмена

В статье описаны результаты принятых Минпромнаукой России управленческих решений и проведенных организационных мероприятий, а также результаты проектных работ, выполненных международным коллективом специалистов с участием российской стороны, по представлению на мировой рынок продукции отечественной индустрии информации на примере сферы научно-технической информации.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации, служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Одна из них включает в себя "развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов".

В состав основных элементов организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации входят федеральные органы исполнительной власти.

В соответствии с Положением о Министерстве промышленности, науки и технологий Российской Федерации одной из задач является организация работы по формированию и использованию государственных и иных ресурсов научно-технической информации.

Для решения этой задачи Минпромнауки России обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, проведение работ по формированию и использованию государственных ресурсов научно-технической информации, формирование и реализацию программ и проектов по развитию национальной сети компьютерных телекоммуникаций, а также осуществляет совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации координацию деятельности в области международного научно-технического и инновационного сотрудничества.

Россия свыше 30 лет является страной-членом Международного центра научной и технической информации (МЦНТИ), насчитывающего в настоящее время 18 стран-участниц указанной международной организации.

В 1999 г. на заседании Комитета Полномочных Представителей стран-членов МЦНТИ российская сторона вышла с предложением создать информационную систему, включающую сведения об информационных ресурсах стран в области научно-технической информации. Предложение получило единогласную поддержку, и решением КПП на разработку системы был выделен грант МЦНТИ, и она получила название "Информационные ресурсы стран-членов МЦНТИ. База данных".

На первом этапе организационную функцию взяли на себя Минпромнауки России и МЦНТИ. Был сформирован международный коллектив специалистов, призванный решать весь комплекс проблем, возникающих при проектировании сложных систем: правовых, организационных, программно-технологических, проблем технического, информационного и лингвистического обеспечения.

Минпромнауки России имеет право "формировать и координировать деятельность в сфере научно-технического сотрудничества российских частей межправительственных комиссий, межведомственных комиссий, комитетов, рабочих групп и иных структур".

Российская часть международного коллектива специалистов состояла из представителей ведущих федеральных органов научно-технической информации.

Основные трудности, с которыми пришлось сталкиваться как российским специалистам, так и зарубежным, заключались в следующем:

  • в отборе достоверной и актуальной информации, включающем, в том числе, проверку реквизитов организаций;

  • в необходимости составления краткого описании деятельности тех информационных органов, которые не имели англоязычных сайтов, для последующего перевода его, так как было принято, то есть вся информация в системе представляется на английском языке;

  • в необходимости "привыкания" к новым для себя форматам представления данных и классификаторам.

В последней версии действующей системы сведения об информационных ресурсах по каждой стране описываются в следующих
4-х разделах (блоках):

  1. Информационные организации. При этом предоставляется возможность не только ознакомиться с кратким описанием ее деятельности, но и при необходимости сразу перейти на национальный сервер, на котором имеется полная информация об организации.

  2. Информационные ресурсы, включающий в себя подразделы “Базы данных” и “Фонды”.

  3. Научно-технические мероприятия, включающий в себя перечень конференций, семинаров и выставок, проводимых в стране с приглашением зарубежных участников.

  4. Дополнительная информация. Раздел заполняется любой информацией по усмотрению Постоянного Представителя. Эта дополнительная информация может содержать:

  • сведения о новых научно-технических изданиях в традиционной и электронной формах;

  • ссылки на источники, в которых предлагаются продукты и услуги в отраслях промышленности, экономики, культуры и образования;

  • предложения по участию организаций других стран в разработке и реализации новых проектов в конкретной стране;

  • ссылки на источники, отражающие потребности организаций конкретной страны в различных продуктах и услугах.

Пользователям системы при наборе адреса http://www.icsti.ru/English/Activity-e/Programs-e/Resource-e/Resource-e.htm высвечивается первая страница (рис.1), содержащая перечень стран-членов МЦНТИ, при этом предоставляется возможность поиска информации об информационных ресурсах каждой страны, а также поиск сведений об информационных ресурсах всех стран одновременно по выбранной тематической рубрике или виду ресурсов.

При переходе на первую страницу выбранной страны пользователь получает полную информацию о Постоянном Представителе, а также имеет возможность проводить поиск по каждому информационному разделу (блоку).

Программно-технический комплекс системы позволяет обеспечить следующие виды поиска информации:

  • сведения о Полномочном Представителе ;

  • просмотр информации по каждой стране в рамках каждого из 4-х информационных блоков;

  • возможность ознакомления с кратким описанием деятельности каждой организации, перечисленной в 1-м блоке, а также с подробным описанием деятельности с использованием указанных ссылок. На рис.2 приведен пример по совокупности сведений об информационных ресурсах Российской Федерации. При последовательном нажатии клавиши "Флаг России", далее клавиши "Information organs" на появившейся странице Полномочного Представителя, получаем перечень российских информационных организаций и соответственно выбирая любую из них, имеем доступ к краткому их описанию, а при желании используя клавишу "WWW", получаем развернутую информацию, представленную на veb-сайте этой организации. В систему в настоящий момент введены сведения о российских организациях, входящих в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации в состав Государственной системы научно-технической информации и имеющих собственный сайт;

  • поиск информации о базах данных по всем странам и по каждой стране в отдельности с использованием тематического Рубрикатора;

  • поиск информации по всем видам информационных ресурсов по всем странам и по каждой стране в отдельности с использованием классификатора видов информационных ресурсов;

  • поиск информации о научно-технических мероприятиях, проводимых в каждой стране.

В заключении следует отметить, что описанная выше реально функционирующая информационная система представляет собой положительный опыт сочетания результатов управленческих решений, принятых исполнительным органом государственной власти, реализующим государственную политику в области международного многостороннего научно-технического сотрудничества, а также опыт создания, организации работы и взаимодействия международного коллектива специалистов и российской части этого коллектива, который в свою очередь может быть использован при разработке и реализации будущих проектов, например, работ по созданию объединенной информационной сети стран-членов МЦНТИ и др.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России