Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
УДК 002

Медведева Е.А.

Современная трактовка понятия информация

Обзор основных воззрений специалистов на документально-коммуникационные аспекты феномена информации и проблемы их изучения.

Важный вклад в разработку теоретических аспектов информации в системе дисциплин документально-коммуникационного профиля внесли А.И. Барсук, И.Е. Баренбаум, Э.К. Беспалова, М.Г. Вохрышева, К.Б. Гельман-Винордов, Р.С. Гиляревский, Ю.С. Зубов, О.П. Коршунов, Ю.М. Лауфер, А.И. Михайлов, В.Д. Параджанов, Я.К. Ребане, Н.А. Сляднева, А.В. Соколов, К.В. Тараканов, А.И. Черный и др. Изучение природы информации осуществлялось в пределах названного цикла научных дисциплин под углом зрения социальных аспектов. Информация рассматривалась в них как основной предмет и результат информационной деятельности в системе документальных коммуникаций, как одно из частных проявлений социальной информации. Являясь реально проявленной разновидностью социальной информации, документальная информация исследовалась в соответствии с теми же параметрами, что и информационные явления более высокого уровня абстрагирования. В качестве таких параметров использовались содержание, структура, форма, пространственно-временные характеристики и др.

Документальная информация (ДИ) является весьма удобным объектом изучения, поскольку она обозрима во всей своей многомерности, единстве материальной и идеальной сторон, тесно переплетена со всем универсумом человеческой деятельности. Кроме того, ДИ является отражением фактуальной информации, порождаемой социумом, имеет внутреннее документальное пространство, отличающееся от внешнего, и в дополнение к этому обладает саморефлексирующей системой, отражающей ее внутреннее информационное поле. ДИ характеризуется большой информационной емкостью: охватывает документальную информацию всех времен и народов с момента возникновения письменности на Земле. Все это сделало ее предметом исследовательского интереса специалистов. К настоящему времени ДИ изучена с учетом различных ее аспектов: методических, исторических, теоретических. Однако исследования ДИ пока еще не сложились в единое, цельное знание и сохраняют фрагментарный характер. Это затрудняет раскрытие природы ДИ, ее сущностных характеристик. По этой причине остановимся на рассмотрении достижений в изучении этого вопроса в различных дисциплинах документально-коммуникационного цикла.

Высоким научным потенциалом в исследовании природы информации располагает библиографоведение. Основной предмет его рассмотрения — библиографическая информация (БИ) [1, с. 6].

Особенности БИ способствуют лучшей ее обозримости, что так важно для формирования целостных представлений о документальной информации. Необходимо иметь в виду, что другие дисциплины документально-коммуникационного цикла также используют весь свой исследовательский потенциал для получения необходимых представлений о соответствующих аспектах ДИ. Отсутствие обобщающих исследований, позволяющих свести воедино данные частных документально-коммуникационных дисциплин, вынуждает сосредоточить внимание на наиболее результативных разработках и выявить то общее в понимании ДИ, что их объединяет. Под таким углом зрения данная проблема еще не рассматривалась, поэтому предлагаемый обзор основных воззрений приведен в последовательности, которая обусловлена логикой изучения ДИ в системе документальных коммуникаций.

Особенность исследований феномена БИ выражается в рассмотрении его в контексте всей системы документальных коммуникаций [2]. И именно в этом состоит важное методологическое значение раскрытия сущности БИ как одного из проявлений ДИ. С этой целью раскрыто ее отличие от других информационных явлений документального уровня: вторичность ее природы по отношению к отражаемому документальному потоку, документальной информации. Библиографическая информация, таким образом, рассматривается как информация об информации, или метаинформация. Наряду с этим выявлена внутренняя иерархическая структура самой БИ [2, 3]. Вместе с тем установлена ее связь со знанием, фактуальной реальностью, т. е. с информационными явлениями более общего порядка. Включенность БИ во все институты документальных коммуникаций общества позволила показать ее цельность и универсальность в сравнении с другими информационными явлениями и раскрыть ее общественное назначение — быть "механизмом", содействующим общественному использованию ДИ посредством поиска, оценки и организации коммуникативных процессов.

Большой интерес для прояснения сущности БИ представили также исследования о ее соотношении со знанием. В ряде публикаций на эту тему затронуты вопросы, раскрывающие свойства БИ, присущие ей процессы и закономерности, видовое разнообразие. В подытоживающей работе по данной теме [4] резюмируются суждения, высказанные отдельными авторами.

Проведены исследования об эволюционных аспектах функционирования БИ в социуме [5], ее месте в универсуме человеческой деятельности [3] и взаимосвязях с системой научного знания [4]. Это значительно расширило представления о природе БИ, ее свойствах и характеристиках, структурно-функциональных особенностях. Исследования показали, что БИ представляет собой такое социальное явление, которое посредством отражения документальной информации косвенно отражает все основные социальные процессы и явления объективной реальности и, в частности, сферы практической и познавательной деятельности человека. Таким образом, она является свернутой формой фактуальной информации, зафиксированной на материальном носителе искусственного происхождения (представленной в форме документа).

Успехи в области изучения БИ инициируют исследования информационных явлений в других дисциплинах информационного цикла: архивоведении, информатике, журналистике.

Основой для изучения феноменов информации в информатике первоначально была активная и целенаправленная работа в сфере научно-информационной деятельности. В результате появилось множество трактовок понятия информация. Приведем лишь некоторые из них. В "Словаре терминов по информатике на русском и английском языках" [6] понятие информация рассматривается как содержание какого-либо сообщения, сведения о чем-либо в аспекте их передачи в пространстве и времени. В более общем смысле информацию трактуют как содержание связи между материальными объектами, проявляющееся в изменении состояния этих объектов.

Это же определение приведено и в "Терминологическом словаре по информатике" [7], изданном под эгидой Международного центра по научной и технической информации.

В книге А.И. Михайлова, А.И. Черного и Р.С. Гиляревского [8], ставшей уже классикой в сфере информатики, научная информация определяется через понятие логическая информация. В учебнике "Информатика" [9] приводится следующее: "Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, изложение. Однако пока еще нет всеми принятого определения понятия, обозначенного этим словом: это одно из первичных, неопределяемых понятий науки. Разные науки вкладывают в понятие информации различное, не совпадающее с обиходом содержание".

Коллективная монография [10, с. 394], среди авторов которой мы вновь встречаем Р.С. Гиляревского и А.И. Черного, предлагает следующую трактовку информации: "... информация — это смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил предоставления в них фактов, идей, сообщений. Такое понимание информации соответствует и этимологии обозначающего его слова (от лат. Information — разъяснение, изложение). Структурированная информация, т. е. связанная причинно-следственными и иными отношениями и образующая систему, составляет знания". По-видимому, представители информатики склонны рассматривать информацию как знание или то, что является его частью. Уместно заметить, что знание — отражение того или иного фрагмента объективной и/или субъективной реальности.

Большой интерес представляет состояние вопроса об информации в трудах зарубежных авторов. Понятие информация традиционно рассматривалось ими в общеупотребительном значении — как сведения, данные, сообщения. В настоящее время оно все чаще используется в несколько ином ракурсе — в соответствии с понятием знание. Это позволило выделить различные грани понятия информация, связав его с памятью, мышлением, чувствами и ощущениями человека.

В материалах доклада Эмилии Куррас [11] подытоживаются результаты исследований теоретических основ информации начиная с 1966 г. Автор обращает внимание на существование множества различных мнений относительно содержания понятия информация, отличающихся друг от друга, а иногда и противоречащих. Такое положение объясняется сложностью понятия информация. Анализ существующих теорий информации западных исследователей позволил Э. Куррас представить собственное видение данной проблемы. Интересно то, что автор не дает определения понятию информация, а приводит описания информации, характеризующие ее как феномен и как процесс [11, с. 25]. Оба описания дают нам основание увидеть в информации сущность глобального, космического порядка, непосредственно связанную с человеческим сознанием и ноосферным космическим разумом или Всечеловеческим сознанием. При этом следует обратить внимание на то, что, описывая информацию как феномен и как процесс, автор ведет речь о документальной информации.

Непрекращающийся поиск наиболее точного терминологического эквивалента информации позволил отдельным авторам прийти к достаточно удачным находкам. В.З. Коган определяет информацию как: "переданное или предполагаемое к передаче сообщение, содержащее сведения, являющиеся результатом познавательной деятельности людей, и отражающее с той или иной степенью адекватности происходящее в объективной реальности" [12, с. 27]. В. Горбачук приводит следующее определение: "Информация — нематериальный ресурс, который является результатом интеллектуальной, производственной и общественной деятельности человека и его взаимодействия с общественной средой и который может выявляться, сохраняться, обрабатываться и использоваться в виде фактов, данных, знаний, изобретений и их комбинаций" [13, с. 16].

Рассмотрим представления об информации в журналистике. В ней под информацией всегда понимали ее общеупотребительное значение (сведения, сообщения о каком-либо событии, о чьей-либо деятельности), а также событийные жанры журналистики (заметки, пресс-конференции, корреспонденции, обзоры, репортажи и т. п.).

В последние годы проведен ряд исследований, позволивших более осмысленно подойти к современному пониманию данного феномена. Е. Николаев рассматривает информацию как сторону, форму отражения действительности и как способ бытия социального знания. В данном случае обращается внимание на то, что идеальное по своей природе знание находит воплощение в знаковой структуре информации. При этом сознание рассматривается как инструмент приобретения, комментирования, структурирования, синтеза информации [14].

В архивоведении понятие информация стало рассматриваться в связи с изучением таких явлений, как социальная память, документальная память. Так, Я.К. Ребане выделяет два взаимосвязанных аспекта термина информация. Первый он связывает с разнообразием или ограничением разнообразия, с тем, что придает форму, структурную упорядоченность в процессах управления, и относит его к кибернетическому понятию информации, ее количественным характеристикам. Второй определяется им как смысл, знание, субъективно данное содержание человеческого сознания, как духовное содержание. Структурирование знания и дальнейшее рассмотрение его как структурной упорядоченности позволяет применить кибернетические методы и ко второму аспекту, но только через призму первого [15].

С глобальных позиций, как и представители ноосферной концепции информации в архивоведении, подходит к проблеме В.Д. Параджанов [16]. Он полагает, что информация является общим свойством объективной реальности всех уровней (от элементарных частиц и неорганических соединений до человека и социальных явлений). Это позволяет ему представить совокупность информации, содержащейся в объективной реальности в качестве информационного пространства. Далее В.Д. Параджанов показывает, какую роль играет информация в процессе познания и освоения человеком объективной реальности. Извлечение информации из информационного пространства отдельными субъектами (понимание) фиксируется в понятиях, символах, знаках, образах и других формах. Осознанная информация передается другим субъектам (объяснение). В результате взаимодействия процессов понимания и объяснения продуцируется знание как часть информационного пространства, осознанного познающими субъектами и зафиксированная ими на материальных носителях или в общественном сознании. Обобществленное знание может сохраняться, развиваться, передаваться от субъекта к субъекту в реальном времени и от поколения к поколению. Таким образом автор показал связь интеллектуальных процессов сознания с познанием окружающей реальности, с информационным пространством.

Исследование проблем информационного подхода в системе документальных коммуникаций, проведенное А.В. Соколовым, позволило разъяснить существующие концепции информации, рассмотреть многозначность термина, раскрыть его применение в современном научном знании. Социальная информация определена А.В. Соколовым как способ (форма) движения идеального во времени и пространстве, при этом уточняется "как способ передачи знаний, эмоций и волевых воздействий в обществе" [17, с. 23]. Машинная информация, согласно приведенному определению, "это — представленная в форме энергетических излучений (сигналов) отображения материальных объектов и управляющих программ [17, с. 24].

А.В. Соколов выделил одну из наиболее существенных сторон информации — ее способность отражать и отражаться: "Именно в отражении взаимодействия или самоотражении (разнообразии) объектов усматриваются те явления (свойства, отношения), которые в той или иной концепции называются информацией... Во всех случаях понятие информация используется для описания и объяснения отражательных явлений..." [17, с. 18—19]. Это — замечательное наблюдение А.В. Соколова. Однако автор не усмотрел в нем ничего особенного и в итоге пришел к выводу о том, что "информация есть категория информационного подхода, раскрывающая способ (форму) движения образов в пространстве и во времени" [17, с. 19].

Таким образом, по мнению автора, информация является составляющей отражательных процессов, "раскрывающая способ (форму) движения образов в пространстве и во времени", поэтому она не имеет самостоятельного значения и является категорией информационного подхода. И все же, несмотря на то, что автор не пытается пойти дальше утвердившегося представления о самом понятии отражения, его разработки информационного подхода и информации как составляющей этого подхода представляют значительный интерес.

В другой работе [18] А.В. Соколов отказывает понятию информация в каком-либо научном представительстве, реальном эквиваленте. По его утверждению, "информация — это миф, пустая абстракция, условное понятие, искусственно вводимое учеными для удобства теоретических построений, типа мнимого числа в математике, идеального газа в физике и т. п.".

Несогласие с мнением А.В. Соколова относительно приведенной трактовки информации выразили О.П. Коршунов и Ю.Н. Столяров в тезисах докладов, представленных на научной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее" (Краснодар—Новороссийск, 11—14 сент. 1997 г.). (Материалы данной конференции стали известны автору на этапе подготовки статьи к печати, поэтому не вошли в список литературы и обзор источников по теме.)

Отличное от точки зрения А.В. Соколова понимание информации представлено Г.Ф. Гордукаловой [19]. В основу ее концепции положена ноосферная теория. Это позволило посмотреть на информацию под углом зрения земной цивилизации. Документальной поток в таком контексте видится "как одна из активных структур ноосферы, постоянно пополняющая ее память, одна из источников саморазвития ноосферы, способов ее выражения, сохранения и эволюции цивилизации" [19, с. 15]. Информация, воплощенная в документальном потоке, характеризуется Г.Ф. Гордукаловой в качестве отражения семантически связанных результатов познавательной деятельности. Библиографическая информация представлена автором как "отражение документального потока". Таким образом, в соответствии с приведенными высказываниями ДИ является отражением социальной информации фактуального уровня.

Аналогичное понимание информации выразили Н.А. Сляднева и И.А. Давыдова [20]. Они полагают, что "информация — это обобщающее понятие высокой степени абстрагирования. Такому обобщающему понятию нельзя искать эквивалент на одном уровне с обобщаемыми явлениями, объектами. Только такое представление о статусе понятия информация позволит выйти из тупика ее бесчисленных интерпретаций...". Авторы считают, что информация является общенаучной категорией, которая прежде всего обозначает процесс взаимодействия, именуемый чаще всего как отражение.

содержание | окончание


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России