Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
УДК 002

Медведева Е.А.

Современная трактовка понятия информация

(окончание)

Информация как отражение до сих пор не стала предметом специального рассмотрения исследовательской практики в системе дисциплин документально-коммуникационного цикла. Это свойство информации воспринималось априори как вполне естественное и изначальное. Например, Н.А. Сляднева в [3, с. 18] выделяет такое понятие, как объекты библиографического отражения. Она не дает ему определения, поскольку оно используется в общепринятом для специалистов данной области смысле и подразумевает библиографирование, т. е. процесс создания вторичной (библиографической) информации на основе отображения документальных потоков первичного уровня.

В архивоведении, информатике, журналистике информация определяется через понятия совокупность знаний, содержание сообщения или сигнала, сведения, данные и пр., которые являются ничем иным как отдельными фрагментами отраженной реальности. Наряду с этим подчеркивается связь информации с процессом познания и целенаправленной деятельностью, которые также немыслимы без процесса отражения.

Достаточно наглядно это можно проследить на схеме уровней документального отражения социальной информации (СИ). Прежде чем рассмотреть эту схему, оговорим структуру СИ. Так, фактуальный уровень СИ может быть рассмотрен в виде двух основных сфер: сферы практики и сферы познания. Применительно к социальной реальности сфера практики представлена прежде всего системой общественного разделения труда (СИ-1). Сферу познания для удобства и простоты схемы будем рассматривать в форме подсферы науки (СИ-2) и подсферы образования (СИ-3). В этом случае схема документального отражения будет выглядеть следующим образом: СИ-1 отражается в ДИ-1, СИ-2 в ДИ-2, а СИ-3 в ДИ-3. Каждый из указанных уровней документального отражения имеет два контура: собственно документальный (первичный) и метадокументальный (вторичный). Собственно, документальный уровень отражает процессы, явления, одушевленные и неодушевленные предметы объективной и субъективной реальности, зафиксированные в документальной форме (на материальных носителях искусственного происхождения). В свою очередь, данная информация находит отражение во вторично-документальной информации БИ. Поэтому, являясь составной частью ДИ, библиографическая информация отражает ее на качественно ином уровне в свернутом виде. И здесь имеет место принципиально та же схема: ДИ-1 отражается в БИ-1, ДИ-2 в БИ-2, ДИ-3 в БИ-3. Необходимо подчеркнуть, что представленная схема уровней социальной информации — фактуального, первично-документального и вторично-документального (библиографического) — не является отвлеченной абстракцией. Каждому из них соответствует вполне реальный эквивалент. Так, фактуальная информация соответствует упомянутой ранее триаде: практика—наука—образование. ДИ в зависимости от этого может быть подразделена на производственную, научную и учебную. БИ, как известно, представлена соответствующими видами: производственной, научно-вспомогательной и рекомендательной.

В других областях информационного знания также поднимается вопрос об уровнях информации. Например, Е. Николаев, рассматривая особенности информации в журналистике, обращает внимание на существование первичного и вторичного обозначения, т. е. уровней информации. К первичному обозначению он относит процессы непосредственного отражения информации в человеческом сознании, позволяющие ему ориентироваться в окружающей среде. Процесс опредмечивания полученной таким образом информации в знаках, символах и т. п., предназначенный для обмена между людьми, называется вторичным обозначением. Оно имеет более сложную структуру и более богатые взаимосвязи, чем первичное обозначение [14]. Другой автор — М. Неделков — также разграничивает информацию на первичную и вторичную. К первичной он относит факты, события, процессы действительности событийное поле. Вторичная информация — это отражение первичной в виде сообщений о фактах и событиях действительности, соответствующим образом преобразованное коммуникатором (журналистом) [21].

Иерархия уровней информации в системе документальных коммуникаций, о которой речь шла ранее, представляет собой в несколько общем смысле не что иное, как иерархию уровней отражения. Понятие отражение в документальных коммуникациях в широком значении понимается как процесс и результат информационного взаимодействия объектов на макро- и микроуровнях. В результате отражения происходит преобразование структуры отражаемого объекта в получаемом отпечатке. Отражение в сфере документальных коммуникаций является обобщающим понятием по отношению к остальным информационным процессам, таким, как передача, распределение, кодирование, фиксация, хранение, развертывание, моделирование и т. п. Каждый из них является частным проявлением отражения.

Таким образом, положение о том, что отражение — исконно информационный процесс, в системе дисциплин информационного профиля аксиоматично. Другими словами, без информации нет отражения, так же, как без отражения бессмысленно говорить о какой-либо информации. Для понимания природы информации это аксиоматическое положение весьма существенно.

Не менее важно понять и содержательные, пространственно-временные и прочие пределы документальной информации. В этой связи в системе документально- коммуникационного знания продолжено изучение видовой классификации ее содержательных аспектов ДИ.

Наиболее весомый вклад в разработку перечисленных проблем внесли представители библиографоведения, библиотековедения и информатики.

Видовая классификация информационных явлений опирается на ряд общепризнанных критериев: содержания, социального назначения информации, ее пространственно-временных характеристик, способа передачи и восприятия, уровня сжатия, форм существования, языка передачи, ценности и пр. В наиболее детальном и систематизированном виде классификация информационных явлений нашла свое воплощение в ряде информационно-поисковых языков (библиотечно- библиографических классификаций, рубрикаторов и пр.). В совокупности они охватывают посредством многократного отражения разнообразные предметы, явления и процессы объективной и субъективной реальности, ставшие результатом познания человеком природы, общества и мышления.

Вопрос о свойствах информации в целом раскрыт в системе документально- коммуникационных дисциплин. И хотя в отличие от видовой классификации информации здесь еще отсутствуют необходимая полнота и системность в освещении данного вопроса, тем не менее по имеющимся разрозненным данным можно сложить общую картину. Так, назовем основные свойства информации: прерывность и непрерывность, упорядоченность и хаотичность, избыточность и недостаточность, обновляемость и необновляемость (старение), способность к сжатию (свертыванию) и росту (развертыванию), накоплению (кумуляции) и использованию, кодированию и декодированию, фиксации и трансляции, тиражированию (размножению), хранению и т. п.

Кроме перечисленных следует указать на такие важные свойства информации, как бесконечность, несотворимость и неисчерпаемость, а с другой стороны, завершенность, сотворимость, уничтожимость.

Важными свойствами информации являются способность к статике и динамике, движение во времени и пространстве, неотрывность от физического материального носителя. Характер информации определяется характером материального носителя.

На основе проведенного анализа феномена информация в системе документальных коммуникаций можно предложить следующее определение. Документальная информация является сущностью, отражающей различные стороны и уровни объективной и субъективной реальности и зафиксированной на материальных носителях искусственного происхождения в целях содействия взаимодействию человека с обществом и природой в пределах того или иного пространственно-временного континуума. Хочется обратить внимание на то, что данное определение позволяет показать, что информация отражает не только смысл, но и бессмыслицу, не только упорядоченность, но и беспорядок (хаос). Полагаем, что это очень важно в понимании природы информации. До настоящего времени информацию связывали только со смыслом и порядком, противопоставляя ее хаосу. Такое одностороннее и методологически ошибочное видение информации может и должно быть преодолено. Этому способствует раскрытие понятия информация через исконно присущее ей свойство отражения.

Информация в системе документальных коммуникаций может рассматриваться в широком и узком смыслах. Широкий смысл соответствует всему информационному пространству, охватываемому документальными коммуникациями, узкий — отдельным его фрагментам.

В качестве узкого значения информации, ее "начала", "клеточки", рассматриваются обычно сообщения, сведения, данные, знания об отдельных фрагментах объективной и субъективной реальности. Такое видение информации нашло отражение в терминологических словарях по информатике [6, 7, 22].

Приведенное определение информации не претендует на исчерпывающую полноту и точность. Однако на сегодня это наиболее общее и емкое определение информации документально-коммуникационного уровня. Оно имеет важное значение для решения проблем теоретического и прикладного характера не только в системе документальных коммуникаций, но и в других сферах общественной практики.

Раскрытие сущности документальной информации позволяет приблизиться к пониманию природы социальной информации, родового по отношению к ней понятия.

Документальная информация является отражением социального информационного поля и может рассматриваться в качестве информационной модели социальной информации. При этом сама информационная модель является составной частью моделируемого ею явления. Другими словами, социальная информация как бы отражает сама себя в ДИ, так же, как ДИ отражает сама себя в БИ. Аналогично тому, как человеческое сознание обладает способностью к самоотражению, так и общественное сознание отражает само себя в форме документальной информации, которая в свою очередь отражает сама себя в библиографической информации. БИ отражает сама себя в библиографии библиографии (что до недавнего времени называли библиографией второй степени) и т. д. и т. п. до бесконечности или до тех пор, пока в этом есть смысл.

Исследования природы ДИ приближают нас к пониманию феномена социальной информации. Исходя из сказанного, можно определить социальную информацию как сущность, отражающую различные стороны и уровни объективной и субъективной реальности социума, содействующую взаимодействию человека с обществом и природой в пределах того или иного пространственно-временного континуума. Данное определение нуждается в дальнейшем уточнении и раскрытии. Следует обратить внимание на то, что без учета достижений дисциплин документально-коммуникационного цикла в раскрытии феномена документальной информации это не только неправомерно, но и невозможно. Система документальных коммуникаций является неотъемлемой составляющей в развитии социума, его функционировании, поэтому без учета данного обстоятельства феномен социальной информации не может быть понят во всем своем объеме, многомерности и разнообразии. Учитывая это, полагаем, что достижения дисциплин документально-коммуникационного цикла следует широко пропагандировать и популяризировать как среди специалистов и ученых различных областей знаний, так и среди будущих специалистов, нынешних студентов вузов неинформационного профиля.

В целях дальнейшего углубления исследований, связанных с феноменом документальной информации, необходимо обратить внимание на потребность в консолидации накопленного потенциала, синтезе знаний по данной проблематике, формировании теории документальной информации (возможно, ее иное название — теория документальных коммуникаций). Для этого имеются все необходимые предпосылки.

 

Список литературы

1. ГОСТ 7.0—84. Библиографическая деятельность: Основные термины и определения. Введ. с 01.01.1986 // Стандарты по библиотечному делу и библиографии: Изд. офиц. М., 1988. С. 5—28.

2. Коршунов О.П. Библиография: теория, методология, методика. М.: Книга, 1986. 287 с.; Проблемы общей теории библиографии. М.: Книга, 1975. 191 с.

3. Сляднева Н.А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: Опыт системно-деятельностного анализа. М.: Изд-во МГИК, 1993. 226 с.

4. Фокеев В.А. Библиографическое знание и библиографическая информация // Библиогр. 1993. № 1. С. 33—41; Природа библиографического знания: Моногр. М., 1995. 352 с.

5. Беспалова Э.К. Является ли библиографическое пособие моделью документального потока // Сов. библиогр. 1979. № 6. С. 34—39; Формирование библиографической мысли в России (до 60-х гг. XIX в.): Моногр. М.: Изд-во МГУК, 1994. 282 с.

6. Словарь терминов по информатике на русском и английском языках / Г.С. Жданова, Е.С. Колобродов, А. Полушкин, А.И. Черный. М.: Наука, 1971. 359 с.

7. Терминологический словарь по информатике // Международный центр науч. и техн. информ. М., 1975. С. 168.

8. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. М., 1968. 756 с.

9. Информатика: учебник для студ. ин-тов культуры, пед. ин-тов и ун-тов / Под ред. К.В. Тараканова. М., 1986. С. 9—10.

10. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, И.С. Туров, А.И. Черный. М.: ВИНИТИ, 1996. 489 с.

11. Куррас Э. Информационная наука — информация как диалектическая интерактивная система // Междунар. форум по информ. и документации. 1995. Т. 20. № 1. С. 23—27.

12. Коган В.З. Маршрут в страну информологию. М.: Наука, 1985. 160 с.

13. Горбачук В. Iнформатика як iнтегральна наука // Iнформацiя та новi технологii. 1993. № 1. С. 11—16.

14. Николаев Е. Философия и коммуникация. София: Наука и изкуство, 1988. С. 106.

15. Ребане Я.К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания // Вопр. филос. 1982. № 8. С. 44—54; Принципы социальной памяти // Филос. науки. 1977. № 5. С. 94—104.

16. Параджанов В.Д. Кризис цивилизации и нерешенные проблемы информатизации // НТИ. Сер. 2. № 12. С. 19—22.

17. Соколов А.В. Информационный подход в системе документальных коммуникаций. Л., 1987.

18. Соколов А.В. Информация: феномен? функция? фикция? // Филос. науки. 1990. С. 13—22.

19. Гордукалова Г.Ф. Документальный поток в библиографической деятельности: история, теория, технология освоения: Автореф. дис... д-ра пед. наук. СПб., 1992. 41 с.

20. Давыдова И.А., Сляднева Н.А. Библиография: Знание? Информация? Фактография? // Библиогр. 1993. № 4. С. 17—30.

21. Неделков Милко. Печать, телевидение радиовещание в условиях демократизации общества (На опыте Народной Республики Болгарии): Дис... канд. ист. наук. М., 1990. 135 с.

22. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники / Под ред. А.П. Ершова, Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 1991. С. 129.

содержание | начало


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России