Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Вебер Х., Дерр М.

Оцифровка как метод обеспечения сохранности?

(окончание)

4. Микрофильм и цифровой способ хранения информации как совместимые технологии

4.1. Испытания на совместимость и качество воспроизведения

Рабочая группа провела эксперимент с целью определения практической совместимости аналогового и цифрового форматов конверсии. Для этого использовалась тестовая таблица размера DIN A2 со стандартными маркировками разрешения (четкости воспроизведения), воспроизводства шкалы серого цвета и цветопередачи. Образцы различных печатных текстов и рукописных материалов, а также черно-белые и цветные фотографии были размещены на тестовом столе. С этого набора на тестовом столе были сделаны микрофильмы в черно-белом или цветном варианте на различных пленках (35 мм). Кроме того, проводилась прямая оцифровка экспериментального набора с применением различных сканеров, в различных режимах: двухтоновом; режиме полной шкалы серого цвета; цветном варианте. Затем были изготовлены бумажные рабочие копии с микрофотографий и копии (вернее, распечатки) с оцифрованного материала. Копии с микрофотографий были также оцифрованы с применением различных сканеров. В качестве дальнейшего шага сделали перевод изображений с микропленки на микрофишу. И наконец оцифрованные данные изображений с испытательного стола были впечатаны системой СОМ на микрофильм. Оценка результатов для аналоговых изображений проводилась с помощью специальных образцов и стандартных процедур на микроскопе, а для цифровых форматов — с помощью цветных мониторов высокого разрешения, системы зуммирования (увеличения изображения) с применением соответствующих прикладных программ.

Эксперимент показал, что цифровые системы пока не могут сравняться по качеству высокого разрешения с микрофильмом (рис. 2).

.Четкость воспроизведения

Рис. 2. (к разделу 4.1). Четкость воспроизведения

Оценку по индексу качества выше 8 смогли получить только микрофильмированные образцы (12.5; 11; 8 пар линий на 1 мм). Средний уровень качества был достигнут при оцифровке с оригиналов в полной шкале серого цвета. Переводы изображения с микрофильма (частично и с оригинала) на микрофишу или оцифровка микропленки обеспечивают читаемость. Рабочие бумажные копии (распечатки с лазерного принтера или с устройства для чтения и копирования микрофильмов) также читаемы. Единственным примером достижения индекса качества 4,5 при испытаниях явилась распечатка в четыре цвета с оцифрованного оригинала; в этом случае оцифровка с тестового стола и с цветной микрофильмовой копии осуществлялась барабанным сканером. Этот результат демонстрирует технические предельные возможности в том случае, когда стоимость не имеет значения.

Разница в воспроизведении полутоновых отпечатков была очевидна. При возможности широко варьировать время экспозиции на тестовом столе удавалось запечатлеть на микрофильме все элементы материала с нужным качеством. Цифровая конверсия требует большей экспозиции и возможности изменения ее параметров в широких пределах для того, чтобы обеспечить правильную запись. Оцифровка фильма может осуществляться более просто, поскольку контраст материала при микрофильмировании уже выровнен на оптимальном уровне.

Эти результаты были продемонстрированы в работе на относительно большой поверхности тестового стола, размером с газетный лист или раскрытую книгу in folio . При работе с материалом меньшего размера можно ожидать улучшения результатов, хотя общие соотношения сохраняются.

Следует особо подчеркнуть, что при работе в режиме полной шкалы серого цвета оцифровка фильма дает намного худшие результаты, чем высококачественная оцифровка оригинала. С другой стороны, резервы четкости у тех пленок, которые испытывались в данных экспериментах, столь велики, что смогут адекватно обеспечить хорошее качество и для каких-либо будущих усовершенствованных систем оцифровки, которые смогут давать более высокий уровень разрешения с экономически приемлемыми расходами. Для менее дорогостоящей двухтоновой оцифровки результаты конверсии с оригинала или с микропленки были идентичны.

4.2 Распечатка оцифрованного массива на пленку

Оказалось нелегко найти компанию, способную заняться распечаткой на микрофильм файлов изображений с тестового стола, записанных в формате TIFF. Распечатка данных изображений, в том числе материалов в формате DIN A2, пожалуй, не входит в список обычных услуг компаний COM (Computer Output Microfilm). Нам в конце концов удалось добиться успеха благодаря особому оборудованию одной из фирм, которое специально предназначалось для работы с полной шкалой серого цвета и воспроизводства изображения в деталях, имея в виду обработку технических чертежей, а также черно-белых фотографий.

Материал с тестового стола мог быть отснят полностью с 72-кратным уменьшением или по частям с 36-кратным или 18-кратным уменьшением. Поскольку мы работали с оборудованием, имеющим 3200 ? 2600 пикселей, самое слабое уменьшение (18-кратное), которое позволяло фиксировать только часть изображения, допускало получение величины разрешения 3,2 по тестовой шкале ISO, что более или менее гарантировало читаемость.

Дальнейшие испытания проводились с помощью зарубежной компании, которая осуществляла распечатку со всей поверхности тестового стола на микрофильм (35 мм). Однако качество воспроизведения при уровне разрешения 1,8 было очень низким (пожалуй, еще и потому, что вместо рекомендованной специальной микропленки применялась пленка с низкой разрешающей способностью).

Все, что удалось получить в этой серии экспериментов, — массив оцифрованных данных в двухтоновом режиме. Кроме того, насыщенный деталями материал формата DIN A2 оказался для современных технических возможностей слишком сложным, требующим огромных объемов памяти.. Оба эти момента означают, что необходимы дальнейшие эксперименты для того, чтобы можно было вынести какой-то вердикт относительно качества распечаток оцифрованных данных на микрофильм, равно как и относительно их осуществимости и финансовой возможности. Очевидные предварительные условия оцифровки оптимального качества распечаток с микроформ должны быть рассмотрены в этих будущих экспериментах.

Мы пока не можем говорить о достижении совместимости аналоговых и цифровых форматов изображений, имея в виду конкретно конверсию из цифровой в аналоговую форму. О полной совместимости можно было бы говорить только в том случае, если напрямую отснятый микрофильм и фильм, полученный через промежуточный этап цифрового носителя, давали бы сравнимые результаты в качестве воспроизведения и если массивы данных при оцифровке микрофильма были бы идентичны тому массиву, который используется при создании микрофильма через СОМ (см. 3.1 ). Имеющиеся опытные данные по работе с оптическими системами сеют серьезные сомнения в досягаемости такой совместимости — "от пленки — к пленке". Возможно, новая техника с использованием электронного луча при разрешении 600 dpi в будущем даст более приемлемые результаты. (У рабочей группы в 1995 — 1996 гг. не было возможности испытать эту технику.)

4.3. Что должно быть вначале — микрофильмирование или оцифровка?

Распечатка на микрофильм цифровых данных изображений архивных или библиотечных материалов, очевидно, пока невозможна. Уровень качества воспроизведения, который дают современные системы, не допускает последующей оцифровки через систему СОМ. По этим причинам мы не можем рекомендовать оцифровку с оригинала и последующую распечатку файла на микропленке, имея в виду затем использование пленки как носителя для долговременного хранения. Мы предлагаем производить микрофильмы, соответствующие требованиям качества, изложенным в предыдущих главах, и затем уже делать оцифровку в соответствии с предполагаемым использованием.

5. Оцифровка с оригинала

5.1. Требования качества

Для современного состояния технологии оцифровка оригинала дает более высокое качество воспроизведения цветных и слабоконтрастных материалов по сравнению с оцифровкой с пленки. Если проводят оцифровку материала, находящегося в угрожающем состоянии, сконвертированный массив получает статус основного для сохранности (master for preservation), способного при необходимости заменить оригинал. В этих случаях качество воспроизведения должно быть выше, чем в тех, когда копия оцифрованного материала служит лишь для улучшения доступа к нему. Проведенная слишком поздно повторная оцифровка материала, находящегося в угрожающем состоянии, не соответствует целям сохранности. Это означает, что первый процесс оцифровки нужно сразу же ориентировать на достижение максимального качества.

Из этого следует, что в терминах индекса качества (см. 3.1 ) нужно гарантировать достижение QI = 8. Для воспроизведения буквы е высотой 1 мм на высоком уровне при двухтоновой оцифровке по приведенной ранее формуле необходимо разрешение 615 dpi (либо 410 dpi при использовании полной шкалы 256 серого цвета).

Разрешение по крайней мере в 600 dpi рекомендуется для двухтоновой оцифровки печатного текста с рисунками. Разрешения 400 dpi обычно бывает достаточно для двухтоновой оцифровки четко пропечатанного текста с крупным шрифтом и регулярными интервалами (что особенно важно), который сделан на современном безударном печатающем устройстве (например с пластмассовой угольной лентой, на струйном или лазерном принтере).

Для оцифровки нижеследующих материалов нужно использовать полную шкалу 256 серого цвета и разрешение 400 dpi: рукописи; рисунки пером или карандашом; текст, напечатанный на пишущей машинке с шелковой лентой; цветные иллюстрации и другие рисунки, с изменяющимися полутонами серого цвета; черно-белые и цветные фотографии. Данные рекомендации соответствуют американским требованиям качества оцифровки исходных оригинальных материалов.

Предложения, содержащиеся в главе 2.2 по технике микро-фильмирования и в главе 2.3 по организации и документированию процесса съемок, могут оказаться полезными также для оцифровки и последующей обработки оцифрованного материала.

5.2. Критерии выбора системы

Для работы с прошитыми или переплетенными томами нужно использовать только сканеры, работающие как планетарная камера, что позволяет делать оцифровку сверху, на расстоянии. Сканеры с подачей материала или с плоским столом подачи не подходят для книг и архивных материалов. Особенно важно выполнять предписания по обеспечению сохранности книг и томов, которые содержатся в главе 2.4.

5.3. Формат хранения

Здесь вполне применимы комментарии к главе 3.2. Если предполагается долговременное хранение поврежденного оригинального материала только в цифровой форме (т. е. создание микроформ не планируется), то следует предпринимать исключительные меры для проверки и поддержания качества данных, записанных на оптическом диске.

Прежде всего оцифрованная копия записывается на оптический диск (первичный носитель информации); однако данные на сервере, т. е. в памяти компьютера, не стираются и не изменяются. Затем данные изображения записываются как TIFF файлы на первичном носителе. После этого их считывают и частично разархивируют. Разархивированная или несжатая цифровая копия имеет точно определенное число точек изображения, которое можно рассчитать, исходя из формата материала и выбранного при сканировании разрешения. Указанный объем цифрового изображения в килобитах представляет собой результат умножения числа точек на картинке на "битовый объем" или число битов, которым описывается каждая точка картинки. Цифровая копия будет правильно воспроизведена, если размер записи будет равен исходному. Таким образом можно убедиться, что переносимая копия хранилась правильно и в правильно воспроизводимой форме. В чрезвычайно редких случаях, когда цифровая копия не может быть воспроизведена в таких тестах, логичным будет стереть запись с оптического диска и немедленно записать снова.

Первичный носитель данных, созданный и проверенный на уровень качества, является источником изготовления копий для ежедневного пользования, а сам при этом служит для целей сохранности. При необходимости организуется повторное изготовление рабочих копий. Ежедневно проверять используемые копии по той же процедуре, что и мастер-копию (первичный носитель) не нужно. Если в процессе рутинного использования какая-то копия окажется нечитаемой, всегда можно сделать еще одну, в том числе и с первичного носителя.

5.4. Формат и сжатие

Подобно изложенному в главе 3.3.

5.5. Требования к просмотровому прикладному программному продукту

Подобно изложенному в главе 3.4.

5.6. Требования к просмотровому аппаратному обеспечению

Подобно изложенному в главе 3.5.

5.7. Миграция

В любом случае можно рекомендовать как организационные, так и технические меры по отношению к миграции оцифрованных массивов для обеспечения безопасности процесса передачи информации и в целях экономической обоснованности. Однако в том случае, когда имеется только цифровой вариант материала в дополнение к оригиналу или можно предполагать, что цифровая копия станет единственной, указанные меры становятся совершенно обязательными. Повторную оцифровку оригинала следует избегать не только по соображениям сохранности, но и из-за совершенно неприемлемых повторных затрат.

Организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасной миграции цифровых форм должны включаться в общий план наряду с необходимыми затратами. Рекомендации, содержащиеся в главе 3.6, вполне применимы для планирования и осуществления миграции особенно в части требования постоянно адаптировать свободную от потерь несжатую форму (или сжатую без потерь форму) к новым системным платформам и адекватным образом обеспечивать сохранность (безопасность) носителя, создаваемого в каждом конкретном случае.

5.8. Экономическая целесообразность

Оцифровку целых книг или архивных документов лучше поручить коммерческой фирме, отдельные страницы или части документа можно оцифровывать и своими силами. Стоимость оцифровки книг или документов формата А4 зависит от количества материала, требуемого режима (двухтоновый или полная шкала серого цвета) и разрешения; кроме того, имеет значение контрастность исходного материала, его тип и расположение. Простая повторяющаяся работа, например с отдельными листами, может быть выполнена весьма эффективно на сканере с плоским столом или с устройствами автоматической подачи материала. Это намного проще, чем с книгами или переплетенными томами, для которых нужно устанавливать специальные книжные сканеры.

При оценке стоимости оцифровки с оригинального материала совершенно необходимо включить в стоимость работ последующие мероприятия, связанные с миграцией. В частности, при работе с ветхими документами разумно прежде всего сделать микрофильм и с него проводить оцифровку; тем самым решается проблема миграции. В исключительных случаях (при работе с особо трудным материалом) можно посоветовать в интересах качества воспроизведения проводить оцифровку и фильмирование с оригинала в одно и тоже время. Другие моменты — см. главу 3.7.

5.9. Рекомендации для цветных изображений

Следует заметить, что при современном состоянии технологии оцифровку удается проводить только при относительно низких значениях разрешения либо для ограниченного количества материала, поскольку приходится обрабатывать огромные массивы данных. Обязательно следует выполнять пробные прогоны, чтобы убедиться в приемлемости качества воспроизведения.

В интересах экономичного хранения и обработки данных изображения процесс сжатия играет еще более важную роль в оцифровке цветного материала, чем в работе с двухтоновым материалом или с полной шкалой серого цвета. В настоящее время не существует процедуры сжатия, которая не ухудшала бы качества воспроизведения, в том числе и цветопередачу.

6. Кооперация и обмен информацией

Проекты оцифровки ставят новые технологические и организационные проблемы перед библиотеками и архивами. Каждое учреждение должно отработать опыт в планировании и выполнении проектов оцифровки. Надежный и компетентный совет опытных и квалифицированных поставщиков, безусловно, следует использовать. В то же время полезен обмен информацией между учреждениями, участвующими в проектах оцифровки. Это поможет сформулировать правильную позицию по отношению к коммерческим фирмам, занятым этими проектами, как по их потенциальным возможностям, так и по предлагаемым ценам. Более того, в дополнение к обмену информацией на начальной стадии работы нужно устанавливать контакты с другими учреждениями, которые планируют или только приступают к схожим проектам оцифровки, с тем чтобы скомпенсировать собственные недоделки и добиваться эффекта кооперативной работы (синергии). Учреждения, которые уже выполняют оцифровку, должны регулярно публиковать детальные отчеты и убеждаться в том, что они доступны широкому кругу специалистов. И конечно, повышение квалификации библиотечного персонала в этих вопросах должно быть частью программы библиотек по переподготовке персонала и разработке планов развития.

содержание | начало


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России